Правительственный портал
республики узбекистан
О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки востребованных квалифицированных кадров и развитию научного потенциала в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека в 2019–2023 годах
2019-06-18 | Документы
Постановление Президента Республики Узбекистан
Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека за период своей деятельности внес значительный вклад в развитие образования и науки, а также подготовку кадров для различных отраслей экономики, социальной и духовной сфер республики. За истекший период подготовлено более 100 академиков и 2,5 тысячи докторов и кандидатов наук. Признанными стали школы математиков Т. Сарымсакова, С. Сирожиддинова, М. Салохиддинова, биохимиков Ж. Мусаева, геологов Х. Абдуллаева, Т. Далимова и других. Воспитанниками университета являются Герои Узбекистана А. Орипов, Э. Вахидов, О. Шарафиддинов и С. Ганиева.
Учебный процесс, с учетом современных требований, обновлен государственными образовательными стандартами и учебными программами подготовки специалистов, а также переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Внедрена новая двухступенчатая система подготовки научных кадров высшей квалификации. За последние 10 лет диплом университета получили свыше 26 тысяч квалифицированных выпускников по различным направлениям и специальностям.
В настоящее время реализуется 114 научных и научно-образовательных проектов, 18 из которых международные, в которых участвуют более 50 процентов преподавателей университета. С 2018/2019 учебного года реализуются совместные образовательные программы с Казанским федеральным университетом (Российская Федерация) по направлению «Геодезия и геоинформатика» и Холонским институтом технологий (Израиль) по направлениям «Компьютерные науки», «Инженерная математика», «Технологический менеджмент». В ведущих университетах мира обеспечиваются стажировки, повышение квалификации и научные исследования 226 преподавателей и докторантов.
Реализованы меры по модернизации и укреплению материально-технической базы университета. Открыты 2 новых факультета, осуществлена реконструкция учебно-лабораторных корпусов, оснащенных новым лабораторным оборудованием. Оплата труда профессорско-преподавательского состава увеличена в 2,5 раза.
Принимаемые государством меры всесторонней помощи и поддержки деятельности университета, безусловно, способствуют подготовке не только «…креативно и системно мыслящих, способных принимать нестандартные решения, ставящих интересы страны превыше всего специалистов высокой квалификации…», но и воспитанию способной и талантливой студенческой молодежи.
Сегодня 73 процента студентов университета представляют Республику Каракалпакстан и все 12 областей республики. Среди них лауреаты премии имени Зульфии, именные стипендиаты, призеры международных и республиканских олимпиад по предметам, победители чемпионатов мира и Азии по различным видам спорта. Более 87 процентов выпускников академического лицея имени С. Сирожиддинова успешно поступили и продолжают учебу в вузах республики.
Наряду с этим критический и всесторонний анализ выявил комплекс недостатков и проблем, которые становятся серьезным тормозом и препятствием в сфере подготовки кадров высокой квалификации, развития научного и многогранного человеческого капитала. За последние годы не обеспечены практические и эффективные меры по подтверждению его статуса Национального университета. В их числе:
первое – структура направлений и специальностей образования, а также квоты приема по каждому факультету и кафедре значительно отстают от реальной потребности, зачастую не соответствуют территориальным программам социально-экономического развития, потребностям рынка труда и заказчиков кадров. Трудоустройство выпускников не всегда соответствует полученной специальности;
второе – низок уровень внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, в том числе апробированных и соответствующих международным стандартам. Учебно-методическое обеспечение и содержание образовательного процесса отстают от инновационного и технологического развития отраслей экономики, неэффективна организация теоретической и производственной практики студентов;
третье – отсутствует четко выраженная система подготовки резерва кадров для обеспечения эффективного управления университетом, включая учебно-воспитательный и научный процесс. Сохраняется недостаточный уровень профессионального мастерства отдельных педагогических кадров, неэффективность курсов повышения квалификации, стажировки педагогических и научных сотрудников, слабое привлечение потенциала НИИ Академии наук Республики Узбекистан при назначении руководителей и консультантов магистрантов и диссертантов, несистемность подготовки кадров по различным программам, в том числе по магистратуре за рубежом;
четвертое – лишь 59 процентов преподавателей университета имеют ученые степени, при этом средний возраст докторов наук составляет 61, кандидатов наук – 54 года. Университет не входит в рейтинги авторитетных международных агентств, международная цитируемость научных статей ученых остается низкой, отмечается слабая мотивация и заинтересованность к науке со стороны определенной части студенчества;
пятое – на низком уровне остаются содержание, производительность и качество информационной системы университета, а также компетентность IT-специалистов. Отсутствует высокоскоростной доступ к сети Интернет, всего 7 процентов территории университета охвачено беспроводным доступом к интернету, в том числе к зарубежным информационным образовательным ресурсам;
шестое – не осуществляется должным образом работа по установлению тесных партнерских отношений с ведущими зарубежными профильными научными центрами, особенно на основе научных стажировок, недостаточно количество вовлеченных иностранных профессоров и преподавателей в учебную и научную деятельность университета;
седьмое – проведенные социологические исследования указывают на необходимость наполнения конкретным содержанием духовно-просветительской работы с юношами и девушками, а также молодыми педагогами, воспитания у них не только тяги к знаниям, но и чувства верности национальным традициям гуманности и высокой духовности, укрепления критического мышления и иммунитета к чуждым идеям и идеологиям. Большинство руководителей ректората, факультетов и кафедр самоустранились от этой важной работы, крайне редки их встречи с молодежью в общежитиях. Низким остается уровень досуга, многих мероприятий, в том числе культурно-массовых, и спорта;
восьмое – не принимаются действенные меры для укрепления материально-технической базы отдельных факультетов, академического лицея, спортивных сооружений и мест полевой практики студентов. В научно-исследовательских лабораториях не хватает современного оборудования. Существует дефицит мест в общежитиях для студентов, а также недостаточность жилья для работников университета и специалистов, приглашаемых из-за рубежа;
девятое – отсутствует четко выраженная стратегия развития университета, основанная на современных методах и передовой практике менеджмента высших образовательных учреждений. Требует пересмотра и оптимизации система финансирования, а также внедрения прозрачных механизмов рационального и эффективного использования средств, и прежде всего бюджетных;
десятое – не внедрена рейтинговая система оценки эффективности труда руководителей деканатов и кафедр, а также профессорско-преподавательского состава и последующего их материального стимулирования.
Указанные недостатки и проблемы являются прямым следствием отсутствия у руководства Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека (Марахимов А.Р.) и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (Маджидов И.У.) требовательности, целеустремленности и личной инициативы по поиску, созданию и активному внедрению отвечающих международным стандартам современных форм и методов подготовки кадров высокой квалификации и новой формации, эффективному использованию огромного потенциала вузовской науки, а также всестороннему воспитанию достойной студенческой молодежи, готовой и способной внести активный вклад в динамичное развитие Республики Узбекистан.
В целях реализации системных мер по коренному улучшению качества подготовки в соответствии с международными стандартами востребованных квалифицированных кадров в области фундаментальных и гуманитарных наук, интенсивного развития вузовской науки, эффективного использования научного потенциала по перспективным и высокотехнологичным направлениям, неуклонного повышения профессионального уровня и педагогического мастерства кадров, усиления духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, а также обеспечения комплексного развития Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека:
1. Строго предупредить ректора Марахимова А.Р. и его заместителей Джумабаева Д.Х., Тураева А.С., Ибадуллаева В.А., Кодирова Н.Н. об их персональной ответственности за допущенные серьезные недостатки по обеспечению эффективного менеджмента структурными подразделениями университета, отсутствие системного анализа текущих, среднесрочных и перспективных задач, низкую требовательность к кадрамруководителей управленческого звена и профессорско-преподавательского состава, за обеспечение внедрения современных образовательных, в том числе инновационных программ и эффективной научно-исследовательской работы на уровне признанных международных требований и стандартов, а также повышение его рейтинга среди отечественных университетов и зарубежных ведущих высших учебных заведений.
2. Обратить внимание министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Маджидова И.У., его заместителей – Шарипова К.А., Бегимкулова У.Ш., Бузрукхонова С.М., коллегии и руководителей структурных подразделений центрального аппарата министерства на отсутствие контроля, действенной координации и низкую эффективность принимаемых ими мер по реализации основных направлений, приоритетных задач и достижению целевых показателей, определенных на 2017–2021 годы в постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года № ПП-2909 и ряда нормативно-правовых актов по комплексному развитию Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека как базового университета в сфере подготовки кадров по математическим, естественно-научным и гуманитарным направлениям высшего образования в стране.
3. Заместителю Премьер-министра Абдухакимову А.А. совместно с советником Президента Республики Узбекистан по вопросам молодежи, науки, образования, здравоохранения и спорта Абдувахитовым А.А.:
до 1 июля 2019 года – тщательно и всесторонне проанализировать эффективность реализации приоритетных задач, требований и мер, утвержденных актами Президента Республики Узбекистан и правительства в 2015–2019 годах по системе развития высшего образования в республике на 2017–2021 годы;
до 1 августа 2019 года – на основе критического анализа внести конкретные предложения по: первое – результативности принятых мер по ключевым направлениям развития высших учебных заведений, укреплению их материально-технической базы и состоянию финансирования; второе – внесению оптимальных корректировок в утвержденные комплексные программы (меры); и третье – мерам персональной ответственности руководителей соответствующих министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах, проявивших безответственность в реализации возложенных на них целевых задач.
4. Особо обратить внимание вышеуказанных должностных лиц и руководителей министерств, ведомств и хокимиятов на необходимость своевременной, неукоснительной и в полном объеме реализации требований и приоритетных задач, определенных на встрече с ректорами вузов и научной общественностью республики 24 мая 2019 года в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека. В этих целях разработать, утвердить и реализовать практические меры, обеспечивающие выполнение данных поручений и достижение поставленных целей.
5. Определить основной целью руководства Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, его факультетов, специализированных и других кафедр, научно-исследовательских институтов, академического лицея, всего профессорско-преподавательского состава и студенческой молодежиразработку комплекса конкретных мер по реализации многогранной и приоритетной задачи – «…всестороннее развитие человеческого капитала, создание необходимых и благоприятных условий для подготовки специалистов на уровне международных стандартов, способных обеспечить в дальнейшем интеллектуальную, научную и экономическую мощь, а также процветание и независимость Республики Узбекистан…».
6. В целях обеспечения разработки Программы комплексного развития Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека на 2019–2023 годы согласиться с предложениями ректората университета, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства экономики и промышленности, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства финансов, руководителей отраслей экономики и социальной сферы – заказчиков кадров, хокимията г. Ташкента о совместной разработке 9 целевых программ, которые призваны стать прочным фундаментом, действенным механизмом и гарантией коренного совершенствования системы подготовки востребованных квалифицированных кадров и развития научного потенциала университета, а также восстановления его статуса как флагмана высшего образования Республики Узбекистан. Утвердить, согласно приложениям № 1–9, основные направления разработки следующих целевых программ:
«Оптимизация направлений и специальностей образования, формирование целевых параметров подготовки кадров с учетом потребностей развития регионов, отраслей экономики, науки и социальной сферы, организация практики студентов на производственных и иных предприятиях» – Компонент № 1;
«Совершенствование организации планирования, углубления и улучшения качества образовательного процесса в соответствии с международной практикой внедрения новейших педагогических технологий и методов обучения» – Компонент № 2;
«Совершенствование системы подбора и назначения кадров руководителей и профессорско-преподавательского состава ректората, факультетов, кафедр, научно-исследовательских учреждений и академического лицея, повышенияих профессионального уровня и педагогического мастерства» – Компонент № 3;
«Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, интеграции университетских исследований с потребностями производства, академической наукой, обеспечение результативности научной работы преподавателей, привлечение молодежи к научной деятельности» – Компонент № 4;
«Создание Единого информационного пространства образовательной, научной и административной деятельности, оснащение инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий, пополнение контентом» –Компонент № 5;
«Развитие международного сотрудничества, партнерских отношений с ведущими зарубежными университетами, привлечение к образовательной деятельности зарубежных специалистов и преподавателей» – Компонент № 6;
«Совершенствование системы воспитательной работы, привития студентам высоких моральных и духовно-нравственных качеств, укрепление иммунитета к чуждым идеям и идеологиям, создание условий для здорового образа жизни и организации досуга студентов» –Компонент № 7;
«Модернизация и укрепление материально-технической базы, оснащение лабораторий современным учебно-научным оборудованием, развитие социально-спортивной инфраструктуры» – Компонент № 8;
«Эффективное финансирование деятельности университета, оптимизация расходов и поэтапный переход на самофинансирование» – Компонент № 9.
7. В целях обеспечения координации работы университета, Министерства высшего и среднего специального образования, других министерств и ведомств по своевременной подготовке соответствующих нормативных документов и практических мер, их тщательной экономической, финансовой и правовой экспертизы, а также формирования целевых программ в установленные сроки создать Координационную группу в составе согласно приложению № 10. Руководителю Координационной группы – заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимову А.А. в недельный срок утвердить составы рабочих групп в разрезе приложений № 1–9 к постановлению и пошаговые графики их реализации.
8. Внедрить, начиная с 2019/2020 учебного года, с учетом изучения апробированного опыта ведущих высших учебных заведений стран СНГ и иностранных государств, в том числе МГУ имени М. Ломоносова, систему рейтинговой оценки эффективности деятельности руководителей и профессорско-преподавательского состава в разрезе факультетов и кафедр, лабораторий научно-исследовательских институтов, в академическом лицее и в целом университета по утвержденным целевым программам.
Ректору Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека совместно с Министерством высшего и среднего специального образования разработать и утвердить:
- до 1 августа 2019 года – порядок и комплекс мер по реализации 5 инициатив Президента Республики Узбекистан на всех курсах и в структурных подразделениях университета.
Определить приоритетной задачей ректора и проректоров, руководителей деканатов и кафедр, всего профессорско-преподавательского состава университетавнедрение на постоянной основе практики активного диалога со студентами, особенно с проживающими в общежитиях и вне, системное изучение их нужд и запросов, принятие конкретных мер по устранению проблемных вопросов в учебной, научной и духовной жизни студенческой молодежи;
- до 1 сентября 2019 года – индикаторы (показатели), на основе которых будет внедрена система рейтинговой оценки;
- до 1 октября 2019 года – на основе вышеуказанных индикаторов (показателей) систему рейтинговой оценкиэффективности и результативности деятельности структурных подразделений и университета в целом.
9. Определить важнейшей задачей ректората Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистанразработку комплекса мер по коренному улучшению системы повышения уровня знаний и квалификации, профессиональной подготовки руководителей структурных подразделений и профессорско-преподавательского состава, предупреждению и искоренению среди отдельной части из них негативных проявлений. В этих целях разработать конкретные меры:
до 1 сентября 2019 года – по формированию действенного резерва кадров в структурных подразделениях университета;
до 1 октября 2019 года – по проведению, в установленном порядке, аттестации работников управленческого звена, а также профессорско-преподавательского состава всех подразделений университета;
до 1 ноября 2019 года – по организации сроком на 6 месяцев стажировок по линии Фонда «Эл-юрт умиди» и за счет других источников финансирования руководителей и профессорско-преподавательского состава университета в известных и с высоким уровнем рейтинга зарубежных высших учебных заведениях и научно-технических центрах, а также на отечественных предприятиях, в организациях и подразделениях системы Академии наук республики.
10. Утвердить обновленные организационную структуру и структуру ректората Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека согласно приложению № 11. Ввести с 2019/2020 учебного года в структуру ректората должность проректора по учебно-методическому обеспечению и контролю качества образования университета – как базового вуза по учебно-методическому и научному патронажу, координации методологии разработки и совершенствования образовательных программ для высших учебных заведений республики.
Согласиться с предложениями ректората университета, Министерства высшего и среднего специального образования, руководителей органов государственного и хозяйственного управления – заказчиков кадров о создании следующих факультетов:
с 2019/2020 учебного года – узбекско-израильского факультета по направлениям «Инженерная математика», «Компьютерные науки»
с 2020/2021 учебного года и в последующие годы – «Прикладная математика и интеллектуальные технологии», «Биофизика и инженерные исследования», «Фундаментальная медицина и биохимия».
Ректору университета Марахимову А.Р. в 10-дневный срок совместно с Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов, исходя из приложения № 11, разработать и утвердить штатные расписания ректората, деканатов, кафедр и других структурных подразделений университета.
Согласиться с предложением Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан о создании при Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека Научно-практического центра интеллектуально-программных систем.
11. Преобразовать академический лицей имени С.Х. Сирожиддинова в Республиканский академический лицей имени С.Х. Сирожиддинова со специализацией естественные и точные науки.
Национальному университету Узбекистана имени Мирзо Улугбека совместно с Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров обоснованные предложения по дальнейшей эффективной деятельности Республиканского академического лицея имени С.Х. Сирожиддинова, включая:
порядок приема учащихся с их дальнейшим прямым зачислением, начиная с 2021/2022 учебного года, на соответствующие факультеты Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека;
преобразование, начиная с 2021/2022 учебного года, Республиканского академического лицея имени С.Х. Сирожиддинова в Республиканскую гимназию имени С. Сирожиддинова.
12. Утвердить основные показатели приема студентов на основе государственного заказа в Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека на 2019/2020 учебный год согласно приложениям № 12–13.
13. Определить следующие источники финансирования деятельности университета:
а) бюджетные средства республики, выделяемые через Министерство высшего и среднего специального образования, и направляемые на финансирование текущих расходов университета в соответствии с уставной деятельностью;
б) средства по оплате контрактов, поступающие на отдельный лицевой счет в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан и направляемые на финансирование текущих расходов Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека в соответствии с уставной деятельностью и осуществление капитальных расходов;
в) грантовые средства, поступающие на счет в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан и направляемые на финансирование расходов в соответствии со сметой гранта;
г) средства по хоздоговорной (или другой) тематике, поступающие на счет в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан и направляемые на финансирование выполнения договорных работ;
д) прочие поступления от непрофильной деятельности, направляемые на текущие расходы университета.
14. Принять к сведению, что в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека создан Фонд развития университета, источником которого являются поступления средств от хозяйственных договоров, платных курсов, спонсорских отчислений, сдачи в аренду помещений, деятельности типографии и других.
Установить порядок, в соответствии с которым средства Фонда развития направляются строго на следующие цели:
укрепление материально-технической базы;
погашение кредиторской задолженности;
материальное поощрение сотрудников и профессорско-преподавательского персонала.
15. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан до 1 августа 2019 года разработать и внести в Кабинет Министров предложения, предусматривающие, в качестве эксперимента, создание Попечительского совета Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, утверждение его персонального состава, определение полномочий, механизмов принятия и исполнения решений.
16. Заместителям Премьер-министра Республики Узбекистан Раматову А.Ж., Кучкарову Д.А., Абдухакимову А.А., Нарбаевой Т.К., руководителям министерств и ведомств, хокиму г. Ташкента Артыкходжаеву Ж.А. обеспечить своевременную и тщательную проработку поручений, определенных на встрече с ректорами вузов и научной общественностью 24 мая 2019 года. В том числе:
до 1 июля 2019 года – представить предложения по строительству на территории студенческого городка Алмазарского района г. Ташкента: 6 современных многоэтажных домов, в том числе для профессорско-преподавательского состава и молодых исследователей университета, универсального спортивного комплекса, «Молодежного сада», зоны Wi-Fi и других объектов;
до 1 января 2020 года – по строительству зданий вивария и оранжереи для биологического факультета университета;
до 1 января 2020 года – по укреплению материально-технической базы и оснащению современными гидрометеорологическими приборами Чарвакского учебно-практического центра университета.
Принять к сведению, что в целях оснащения учебно-научных лабораторий факультетов по точным и естественным наукам университету выделено 6 млн долларов США.
17. Министерству инновационного развития, Академии наук, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству финансов, Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в месячный срок разработать и внести проект постановления Кабинета Министров о порядке выплаты с 1 сентября 2019 года доплаты к ежемесячной заработной плате работников, занимающихся научно-педагогической и трудовой деятельностью во всех государственных организациях в сфере образования и науки, в размере: до 30 процентов – имеющим степень кандидата наук или доктора философии (PhD) (или приравненную к ним степень зарубежных стран); до 60 процентов – имеющим степень доктора наук (Doctor of Science) (или приравненную к ним степень зарубежных стран) за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Определить, что доплаты производятся с учетом конкретного вклада каждого работника в научно-педагогическую и трудовую деятельность на основании представления руководителя структурного подразделения и решения коллегиального органа учреждения (организации).
18. Министерству финансов, Академии наук, Министерству инновационного развития, Министерству высшего и среднего специального образования, Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и внести проект постановления Кабинета Министров о внедрении с 1 января 2020 года института стажеров-исследователей в качестве ступени подготовки в системе послевузовского образования за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
19. Заместителю Премьер-министра, министру финансов Республики Узбекистан Кучкарову Д.А. обеспечить тщательную финансовую проработку поручений и мер, предусмотренных настоящим постановлением, для последующего внесения обоснованных предложений по выделению средств для их финансирования с учетом источников, указанных в пунктах 13–14 постановления и международных грантов.
20. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
21. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А., министра высшего и среднего специального образования Маджидова И.У. и ректора Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека Марахимова А.Р.
О результативности принятых мер доложить 1 августа и 1 октября 2019 года, 10 января 2020 года.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
17 июня 2019 года.
* * *
Комментарий
к постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки востребованных квалифицированных кадров и развитию научного потенциала в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека в 2019–2023 годах»
Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека является крупнейшим высшим образовательным учреждением Узбекистана, обладающим многолетними педагогическими и научными традициями. Университет ежегодно пополняет различные отрасли экономики, сферы образования и науки своими выпускниками, а также активно занимается научно-исследовательской деятельностью, в том числе на международном уровне. В настоящее время реализуются 114 научных и научно-образовательных проектов, 18 из которых – международные. Осуществлены меры по модернизации и укреплению материально-технической базы университета. Повышена заработная плата профессорско-преподавательского состава.
Наряду с этим в постановлении отмечается, что критический и всесторонний анализ выявил комплекс проблем, которые становятся серьезным тормозом и препятствием в подготовке кадров высокой квалификации, развитии научного и многогранного человеческого капитала. За последние годы не обеспечены практические и эффективные меры по подтверждению его статуса Национального университета.
Так, структура направлений и специальностей образования, а также квоты приема значительно отстают от реальной потребности в кадрах, низок уровень внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, сохраняются недостаточный уровень профессионального мастерства отдельных педагогических кадров и неэффективность курсов повышения квалификации.
Особо отмечается, что университет не входит в рейтинги авторитетных международных агентств, имеет место слабая мотивация и заинтересованность в науке со стороны части молодежи. Имеются серьезные упущения в обеспечении материально-технической базы образовательного и научного процессов.
Принимая во внимание текущую ситуацию, а также роль и место университета в сфере высшего образования страны, постановлением предусмотрена реализация системных мер по коренному улучшению качества подготовки кадров по востребованным направлениям и специальностям, интенсивному развитию научных исследований по перспективным и высокотехнологичным направлениям, а также неуклонному повышению профессионального уровня и педагогического мастерства профессоров-преподавателей.
Необходимо отметить, что основные положения постановления были определены Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым на встрече с ректорами вузов и научной общественностью республики 24 мая 2019 года в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека. На основе итогов встречи в постановлении формулируется основная цель руководства и всего коллектива университета – реализация многогранной и приоритетной задачи – «…всестороннее развитие человеческого капитала, создание необходимых и благоприятных условий для подготовки специалистов на уровне международных стандартов, способных обеспечить в дальнейшем интеллектуальную, научную и экономическую мощь, а также процветание и независимость Республики Узбекистан».
В качестве ключевого положения предусматриваетсяразработка целевых программ по 9 компонентам, которые призваны стать прочным фундаментом, действенным механизмом и гарантией коренного совершенствования системы подготовки востребованных квалифицированных кадров и развития научного потенциала университета, а также восстановления его статуса в качестве флагмана высшего образования Республики Узбекистан.
Для решения поставленной задачи в качестве приоритетного направления формирования новой образовательной модели университета постановлением предусматривается внедрение системы рейтинговой оценки эффективности деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава с разработкойэффективных индикаторов и показателей по учебной, учебно-методической, научно-инновационной, воспитательной и организационной деятельности.
На нынешнем этапе развития университет должен стать эффективной площадкой для формирования инновационной модели высшего образования, отвечающей научным, производственным, социальным, духовно-нравственным запросам современного общества, а также сохранять лидерство в системе высшего образования республики. В этих целях постановлением предусматривается:
первое – увеличение доли направлений образования в 2019–2021 годах в сфере естественных наук, математического образования, компьютерных технологий и информатики;
второе – поэтапное открытие узбекско-израильского факультета, а также факультетов «Прикладная математика и интеллектуальные технологии», «Биофизика и инженерные исследования», «Фундаментальная медицина и биохимия»;
третье – академическому лицею имени С.Х. Сирожиддинова присваивается статус республиканского со специализацией естественные и точные науки и ставится задача его формирования как центра отбора и подготовки одаренных детей для обучения в университете, формирования будущей научно-педагогической элиты;
четвертое – создание в структуре университета Научно-практического центра интеллектуально-программных систем.
Исходя из опыта и традиций ведущих университетов мира в целях интеграции в мировое образовательное пространство и повышения качества образования одной из приоритетных задач предусматривается внедрение кредитно-модульной системыорганизации учебного процесса, начиная с 2020/2021 учебного года – на двух факультетах, а с 2021/2022 учебного года – в целом по университету.
В качестве необходимого условия обеспечения лидерства и конкурентоспособности на международном уровне постановлением ставится задача развития фундаментальных и прикладных исследований. В этих целях намечается увеличение ежегодной квоты приема в докторантуру университета и в целевую докторантуру за рубежом для обеспечения ежегодного повышения научного потенциала. При этом планируется широкоевовлечение в образовательный процессвысококвалифицированных зарубежных ученых,преподавателей и специалистов.
Постановлением предусматривается комплекс мер по коренному обновлению его инфраструктуры и внутренней телекоммуникационной сети. Университет будет обеспечен широкополосным доступом к сети Интернет до600 Мб/сек уже в течение 2020 года. Территория университета и прилегающие площади будут обеспечены зоной Wi-Fi.
В течение 2020–2023 годов будет осуществлен капитальный ремонт (реконструкция) и оснащение студенческих общежитий, а для профессоров-преподавателей и молодых исследователей университета построено 6 многоквартирных домов и универсальный спортивный комплекс. В целях оснащения учебно-научных лабораторий факультетов по точным и естественным наукам на валютный счет университета перечисляется 6млн долларов США.
С 1 сентября 2019 года будут установлены доплаты к ежемесячной заработной плате работникам, занимающимся научно-педагогической деятельностью, трудовой деятельностью во всех государственных организациях в сфере образования и науки, в размере до 30 процентов –имеющим степень кандидата наук или доктора философии (PhD) и в размере до 60 процентов – имеющим степень доктора наук (Doctor of Science) за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан. При этомдоплаты производятся с учетом конкретного вклада каждого работника в научно-педагогическую и трудовую деятельность на основании представления руководителя структурного подразделения и решения коллегиального органа учреждения (организации).
Особое внимание в постановлении уделяется привитию студентам высоких моральных и духовно-нравственных качеств, внедрению эффективного механизма и новых педагогических инноваций в организацию духовно-просветительской работы, повышению ответственности профессоров-преподавателей за воспитательную работу со студентами, обеспечение на практике взаимосвязи образования и воспитания.
В этих целях приоритетной задачей ректора и проректоров, руководителей деканатов и кафедр, всего профессорско-преподавательского состава университета определено внедрение на постоянной основе практики активного диалога со студентами, особенно с проживающими в общежитиях и вне, системное изучение их нужд и запросов, принятие конкретных мер по устранению проблемных вопросов в учебной, научной и духовной жизни студенческой молодежи.
Реализация постановления позволит Национальному университету Узбекистана имени Мирзо Улугбека статьбазой для разработки новых технологий, которые призваны обеспечить конкурентоспособность страны на международной арене в условиях глобализации. Инновации, внедряемые в систему подготовки научных кадров, ориентированные на реализацию исследований, отвечающих темпам роста мировой науки, позволят университету занять лидирующие позиции в системе высшего образования и будут способствовать развитию научной, научно-технической и интеллектуальной сфер страны.