Правительственный портал
республики узбекистан
О коренном совершенствовании деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений
2019-05-30 | Документы
Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране реализуются комплексные меры, направленные на воспитание здорового и гармонично развитого поколения, формирование духовно-нравственной, физически зрелой, патриотической, преданной национальным традициям и ценностям молодежи, превращение ее в активного и самоотверженного участника проводимых широкомасштабных реформ.
Вместе с тем участие специализированных учебно-воспитательных учреждений в этом процессе требует дальнейшего совершенствования их деятельности в воспитании физически и духовно здоровой личности, формировании у детей трудолюбия и стремления к совершенству.
При помещении несовершеннолетних в специализированные учебно-воспитательные учреждения полная и правильная оценка их социального положения и личностных качеств, степени опасности совершенных деяний продолжает оставаться актуальной задачей.
Сегодняшнее состояние специализированных учебно-воспитательных учреждений требует качественной организации учебного процесса на основе государственных образовательных стандартов, повышения квалификации и навыков учителей, воспитателей, психологов, других работников по обучению и профессиональному образованию воспитанников.
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, коренного совершенствования системы работы с молодежью, нуждающейся в особых условиях воспитания и образования, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021годах:
1. Согласиться с предложениями Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан о создании Республиканского учебно-воспитательного учреждения для мальчиков и Республиканского учебно-воспитательного учреждения для девочек (далее – Республиканские учебно-воспитательные учреждения)на базе специального колледжа для мальчиков в городе Бахт, специального колледжа легкой промышленности в городе Коканде, школы-интерната для мальчиков № 64 в городе Самарканде и школы-интерната для девочек № 5 в Чиназском районе.
2. Разместить Республиканское учебно-воспитательное учреждение для девочек по адресу: Ташкентская область, Чиназский район, махалля «Гулзоробод»;
Республиканское учебно-воспитательное учреждение для мальчиков по адресу: Сырдарьинская область, Сырдарьинский район, город Бахт, махалля «Тадбиркор».
3. Закрепить:
Республиканское учебно-воспитательное учреждение для мальчиков за Национальной гвардией Республики Узбекистан;
Республиканское учебно-воспитательное учреждение для девочек за Министерством внутренних дел Республики Узбекистан.
Определить, что:
Национальная гвардия и Министерство внутренних дел Республики Узбекистан ответственны за содействие соответственно Республиканскому учебно-воспитательному учреждению для мальчиков и Республиканскому учебно-воспитательному учреждению для девочек в вопросах их своевременного полноценного обеспечения и улучшения бытовых условий, формирование с использованием современных форм и методов духовно-просветительской работы здоровых и физически сильных, духовно и морально устойчивых, образованных, патриотически воспитанных, самоотверженных молодых людей с широким кругозором, воспитание воспитанников в духе преданности Родине;
Министерство народного образования Республики Узбекистан ответственно за налаживание в Республиканских учебно-воспитательных учреждениях качественного воспитательного и учебного процесса, содержательную организацию свободного времени воспитанников, развитие их интеллектуальных, физических и творческих способностей.
4. Установить, что:
а) в Республиканские учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста и не старше 18-летнего возраста;
б) в Республиканские учебно-воспитательные учреждения на основании решения суда помещаются несовершеннолетние в случаях, если они:
совершили общественно опасные деяния, но не достигли возраста привлечения к уголовной ответственности, либо вследствие отставания в возрастном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны в полной мере сознавать значение совершенного деяния;
освобождены от уголовной ответственности без решения вопроса об их виновности, если материалы переданы на рассмотрение межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних;
освобождены от уголовного наказания с применением принудительной меры в виде помещения их в Республиканские учебно-воспитательные учреждения;
продолжают систематически совершать правонарушения или иные антисоциальные действия, несмотря на проводимую с ними индивидуальную профилактическую работу;
в) начиная с 2019/2020 учебного года:
несовершеннолетние, указанные в подпункте «б» настоящего пункта, принимаются исключительно в Республиканские учебно-воспитательные учреждения;
прием несовершеннолетних в специальный колледж легкой промышленности города Коканда и школу-интернат № 64 города Самарканда прекращается;
несовершеннолетние, воспитывающиеся в специальном колледже легкой промышленности города Коканда и школе-интернате № 64 города Самарканда, заканчивают обучение в данных учреждениях в установленном порядке;
г) наполняемость учащихся в группах и классах Республиканских учебно-воспитательных учреждений устанавливается в количестве 15-20 человек, в исключительных случаях по согласованию с соответствующими финансовыми органами разрешается открытие в этих учреждениях классов независимо от количества учащихся;
д) несовершеннолетние, оставшиеся без надзора и попечения родителей или лиц их заменяющих, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении, а также другие несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной и общественной помощи, с учетом их поведения, психологического портрета, возраста, таланта, способностей, интересов и других факторов на основании рекомендации территориальной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних по решению (направлению) соответствующих министерств и ведомств, помещаются в течение учебного года в общеобразовательные или специализированные образовательные учреждения (далее – Учреждения), находящиеся в ведении министерств и ведомств согласно приложению;
министерства и ведомства, в ведении которых имеются общеобразовательные или специализированные образовательные учреждения, на основании рекомендации территориальных межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних выделяют для несовершеннолетних, направляемых в Учреждения, дополнительные квоты до 5 процентов сверх установленной квоты приема в эти Учреждения;
при невозможности возврата родителям или лицам их заменяющим несовершеннолетних, направляемых в Учреждения, до начала учебного процесса в Учреждениях на время каникул они воспитываются в домах «Мехрибонлик» по направлению соответствующего органа народного образования на основании решения хокима района (города);
e) министерства и ведомства, имеющие в ведении общеобразовательные или специализированные образовательные учреждения:
начиная с 2019/2020 учебного года принимают в Учреждения несовершеннолетних, направляемых по рекомендации территориальных межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних, в порядке исключения на бесплатной основе, без проведения испытаний и дополнительных экзаменов;
за каждым несовершеннолетним, принятым по рекомендации территориальных межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних, закрепляют отдельного воспитателя и постоянно контролируют его образование и воспитание, оказывают ему содействие в трудоустройстве после окончания Учреждения;
ж) центры по оказанию социально-правовой помощи несовершеннолетним детям органов внутренних дел (далее – Центр) в срок не более сорока пяти днейпредставляют в территориальную межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних заключение о целесообразности устройства несовершеннолетнего в Учреждение или Республиканские учебно-воспитательные учреждения;
з) с 1 сентября 2019 года руководящим и педагогическим работникам специализированных учебно-воспитательных учреждений, в том числе воспитателям и помощникам воспитателей, за особые условия труда выплачивается ежемесячная надбавка в размере 75 процентов от базовой тарифной ставки.
5. Министерству народного образования Республики Узбекистан:
а) до 1 августа 2019 года:
пересмотреть учебные программы Республиканских учебно-воспитательных учреждений, разработатьпрограммы индивидуальной реабилитации (обучение жизненным навыкам, лечение от наркотической и алкогольной зависимости, работа с последствиями психической травмы и другие программы) исходя из потребностей и характера проблем помещаемых в них детей, а также принять меры по расширению работы кружков;
утвердить штатные расписания Республиканских учебно-воспитательных учреждений, предусмотрев выделение во вновь создаваемых Республиканских учебно-воспитательных учреждениях за счет штатов упраздняемых специализированных учебно-воспитательных учреждений по одному психологу на каждые 20 воспитанников, а также один штат врача-гинеколога в Республиканском учебно-воспитательном учреждении для девочек;
сформировать Республиканские учебно-воспитательные учреждения из состава высококвалифицированных преподавателей, воспитателей и психологов с широким кругозором, а также ввести при необходимости новые штатные единицы;
обеспечить Республиканские учебно-воспитательные учреждения современной учебной, учебно-методической и художественной литературой и периодическими журналами, регулярно обновлять фонды информационно-ресурсных центров;
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан выделить отдельные помещения, обеспеченные необходимыми средствами связи и другим оборудованием для связи и встреч воспитанников Республиканских учебно-воспитательных учреждений со своими родителями, а также обеспечить подключение Республиканских учебно-воспитательных учреждений к образовательной сети “ZiyoNET”;
совместно с Союзом молодежи Узбекистана обеспечить оснащение территорий и помещений Республиканских учебно-воспитательных учреждений камерами видеонаблюдения за счет средств Фонда развития Союза молодежи Узбекистана, обеспечить их техническую исправность и бесперебойную работу, а также хранение видеозаписей в специальном архиве не менее одного года;
б) обеспечить широкое внедрение в учебно-воспитательный процесс таких передовых интерактивных методов обучения, как «case-study», работа в группах, дебаты, ситуационные игры, мозговой штурм, направленные на обсуждение проблем, с которыми сталкиваются воспитанники, поиск их решений и повышение правовых знаний воспитанников;
в целях формирования у воспитанников трудовых навыков и способностей самостоятельного творческого мышления, их профессиональной ориентации и эффективной организации свободного времени обеспечить проведениепрактических трудовых занятий по профессиональному обучению в период пребывания воспитанников в Республиканском учебно-воспитательном учреждении;
организовать не реже одного раза в три месяцапроведение встреч и "круглых столов" с участием известных деятелей науки, культуры, искусства и литературы, религиозных деятелей, ведущих специалистов различных сфер, направленных на формирование и укрепление у воспитанников высоких духовно-нравственных качеств, их воспитание в духе добросовестности и нравственности;
в) ввести в учебные программы повышения квалификации руководителей и специалистов Республиканских учебно-воспитательных учреждений модули по методике работы с несовершеннолетними, нуждающимися в особых условиях воспитания и образования, а также принять меры по методическому обеспечению деятельности этих учреждений.
а) в течение 2019 года:
принять меры по возврату родителям или лицам их заменяющих, назначению опекуна либо попечителя, применению иных форм устройства, а также помещению в Учреждения на основе индивидуальных бесед с воспитанниками специализированных учебно-воспитательных учреждений с разделением их на категории;
принять совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами меры по всестороннему изучению и оценке положения воспитанников специализированных учебно-воспитательных учреждений и их семей, трудоустройству воспитанников после их возвращения из специализированных учебно-воспитательных учреждений, социальной адаптации и оперативному решению проблем в семье, повышению потенциала родителей и лиц их заменяющих, обеспечению их занятости, оказанию материальной и иной помощи;
б) обеспечить глубокое изучение с участием представителей образовательного учреждения, махалли, Союза молодежи Узбекистана, инспектора по профилактике, ответственных работников учреждений народного образования и здравоохранения профилактической работы, проведенной с несовершеннолетним, его родителями или лицами их заменяющими при рассмотрении территориальными межведомственными комиссиями по делам несовершеннолетних вопроса о помещении несовершеннолетнего в Республиканские учебно-воспитательные учреждения.
7. Согласиться с предложением палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан по обсуждению один раз в год на совместных заседаниях соответствующего комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Ташкентского областного Кенгаша народных депутатов, а также Сырдарьинского областного Кенгаша народных депутатов учебно-воспитательного процесса в соответствующих Республиканских учебно-воспитательных учреждениях, заслушиванию отчетов руководителей этих учреждений.
Установить, что при заслушивании отчетов подлежат критическому обсуждению учебно-воспитательные процессы, проводимые с воспитанниками, деятельность по изменению их поведения, оказываемая им медицинская помощь, социально-духовная атмосфера в этих учреждениях.
8. Рекомендовать:
а) Союзу молодежи Узбекистана:
совместно с Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и Торгово-промышленной палатой содействовать созданию достойных условий для глубокого освоения воспитанниками Республиканских учебно-воспитательных учреждений современных профессий, обеспечению занятости, развитию деловых способностей, широкому привлечению их к малому бизнесу и частному предпринимательству, поощрению инициатив, реализации интеллектуального и творческого потенциала воспитанников Республиканских учебно-воспитательных учреждений;
совместно с Министерством народного образования и Министерством культуры Республики Узбекистан один раз в месяц проводить для детей в Республиканских учебно-воспитательных учреждениях культурно-просветительские мероприятия, организовывать посещение ими историко-архитектурных комплексов, зоопарков, театров, музеев, других культурно-развлекательных мест;
закрепить представителей Союза молодежи Узбекистана за несовершеннолетними, возвращающимися из Республиканских учебно-воспитательных учреждений, обеспечить их всестороннюю поддержку;
б) Комитету женщин Узбекистана на постоянной основе вести список девочек, заканчивающих Республиканские учебно-воспитательные учреждения, организовывать проведение с ними индивидуальной и целенаправленной работы, а также принимать меры по их адресной поддержке и обеспечению занятости.
Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистансовместно с Министерством народного образования провести работу по профессиональной ориентации, обучению, переобучению, повышению квалификации и обеспечению занятости выпускников Республиканских учебно-воспитательных учреждений исходя из реальных потребностей отраслей экономики и рынка труда.
Министерству здравоохранения Республики Узбекистанпринять меры по проведению на регулярной основе медицинского осмотра несовершеннолетних, поступающих в Центр, а несовершеннолетних, доставленных в Республиканские учебно-воспитательные учреждения, – строго каждые шесть месяцев, бесплатному лечению в подведомственных медицинских учреждениях больных из числа воспитанников Республиканских учебно-воспитательных учреждений.
9. В целях широкого внедрения в Республиканских учебно-воспитательных учреждениях пяти инициатив по повышению интереса молодежи к культуре, искусству, спорту, информационным технологиям и чтению книг в двухмесячный срок:
а) Министерству народного образования совместно с Министерством культуры Республики Узбекистан в целях организации содержательного досуга воспитанников организовать кружки по музыке, живописи, изобразительному искусству, керамике и другие кружки, обеспечить музыкальными инструментами в соответствии с действующим нормативом;
б) Министерству физической культуры и спорта обеспечить спортивные залы Республиканских учебно-воспитательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем 34 наименований;
в) Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций оснастить по одному компьютерному классу в Республиканских учебно-воспитательных учреждениях современными компьютерами, создать в них игровую компьютерную базу, направленную на развитие у учащихся мышления;
г) Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан совместно с Союзом писателей, Республиканским центром духовности и просветительства, Министерством народного образования обеспечить художественной литературой из 136 наименований, рекомендованной для чтения;
е) Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Комитетом женщин Узбекистана принять меры по обеспечению в необходимом количестве швейными машинками и другим оборудованием с целью развития профессиональных навыков у девочек-воспитанниц.
10. Территориальным межведомственным комиссиям по делам несовершеннолетних, Министерству народного образования, Министерству внутренних дел, Министерству здравоохранения Республики Узбекистан, Республиканскому совету по координации деятельности органов самоуправления граждан, Комитету женщин Узбекистана, Союзу молодежи Узбекистана, другим заинтересованным организациям провести глубокий анализ факторов, способствующих совершению несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, правонарушений либо иных антисоциальных действий, их безнадзорности и беспризорности, принять меры по их устранению.
11. Рекомендовать Верховному суду Республики Узбекистан тщательное изучение судами вопроса помещения несовершеннолетних в Республиканские учебно-воспитательные учреждения, обратив особое внимание на достаточную обоснованность решений, принятых территориальными межведомственными комиссиями по делам несовершеннолетних, заслушивание мнения родителей несовершеннолетнего или заменяющих их лиц, махалли, Союза молодежи Узбекистана, Комитета женщин Узбекистана, органов народного образования, внутренних дел, здравоохранения и Центра, а также оценку эффективности профилактической работы органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
12. Установить, что территориальные межведомственные комиссии по делам несовершеннолетних несут ответственность за обоснованность ходатайств, направленных в суд о помещении несовершеннолетних в Республиканские учебно-воспитательные учреждения.
13. Министерству инвестиций и внешней торговли, Министерству финансов, Министерству экономики и промышленности, Министерству народного образования Республики Узбекистан предусмотреть в рамках Инвестиционной программы на 2020 год реконструкцию и капитальный ремонт Республиканских учебно-воспитательных учреждений, обеспечение необходимым оборудованием и компьютерами, техническими средствами обучения, инвентарем, а также дальнейшее укрепление их материально-технической базы.
14. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан:
совместно с Генеральной прокуратурой в двухмесячный срок на основе критического пересмотра деятельности Центров принять меры по совершенствованию существующей организационной структуры и деятельности, укреплению материально-технической базы, введению в каждый Центр по одной должности психолога и социального работника офицерского состава за счет должностей рабочих и служащих в пределах действующей штатной численности органов внутренних дел;
совместно с Научно-практическим исследовательским центром «Оила», Комитетом женщин Узбекистана, Республиканским центром социальной адаптации детей разработать программу профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников подразделений профилактики правонарушений среди несовершеннолетних органов внутренних дел и включить в программу модули по организации профилактических мероприятий с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
15. Передать Министерству народного образования Республики Узбекистан на праве оперативного управления здания и сооружения, имущество, а также прилегающую к ним территорию специального колледжа для мальчиков, расположенного по адресу: Сырдарьинская область, Сырдарьинский район, город Бахт, махалля «Тадбиркор».
16. Министерству финансов Республики Узбекистан выделить необходимые средства в рамках реализации настоящего постановления в пределах средств, выделенных по отрасли «Образование» в 2019 году, и, начиная с 2020 года, ежегодно предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан.
17. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних.
18. Министерствам и ведомствам, в ведении которых имеются общеобразовательные или специализированные образовательные учреждения, в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по установлению порядка приема несовершеннолетних в эти учреждения на основании рекомендации территориальной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних.
19. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять соответствующее постановление по организации деятельности Республиканских учебно-воспитательных учреждений.
20. Министерству народного образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
21. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
29 мая 2019 года.
Источник: УзА