Правительственный портал
республики узбекистан
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов защиты прав осужденных и лиц, находящихся под стражей
2019-03-15 | Документы
Закон Республики Узбекистан
Принят Законодательной палатой 6 февраля 2019 года
Одобрен Сенатом 28 февраля 2019 года
Статья 1. Внести в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, утвержденный Законом Республики Узбекистан от
22 сентября 1994 года № 2015–XII (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., № 3, ст. 6; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 9, ст. 193, № 12, ст. 269; 1996 г., № 5–6, ст. 69, № 9, ст. 144; 1997 г., № 2, ст. 56, № 4–5, ст. 126, № 9, ст. 241; 1998 г., № 3, ст. 38, № 5–6, ст. 102, № 9, ст. 181; 1999 г., № 1, ст. 20, № 5, ст. 124, № 9, ст. 229; 2000 г., № 5–6, ст. 153, № 7–8, ст. 217; 2001 г., № 1–2, ст. 23, № 9–10, ст.ст. 165, 182; 2002 г., № 1, ст. 20, № 9, ст. 165; 2003 г., № 1, ст. 8, № 5, ст. 67, № 9–10, ст. 149; 2004 г., № 1–2, ст. 18, № 5, ст. 90, № 9, ст. 171; 2005 г., № 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 9, ст. 312, № 12, ст.ст. 413, 417, 418; 2006 г., № 6, ст. 261, № 9, ст. 498, № 10, ст. 536, № 12, ст.ст. 656, 659; 2007 г., № 4, ст.ст. 158, 159, 164, 165, № 9, ст.ст. 416, 421, № 12, ст.ст. 596, 604, 607; 2008 г., № 4, ст.ст. 181, 189, 192, № 9, ст.ст. 486, 488, № 12, ст.ст. 640, 641; 2009 г., № 1, ст. 1, № 9, ст.ст. 334, 335, 337, № 10, ст. 380, № 12, ст.ст. 462, 468, 470, 472, 474; 2010 г., № 5, ст.ст. 175, 179, № 6, ст. 231, № 9, ст.ст. 335, 339, 341, № 10, ст. 380, № 12, ст.ст. 468, 473, 474; 2011 г., № 1, ст. 1, № 4, ст.ст. 104, 105, № 9, ст.ст. 247, 252, № 12/2, ст. 365; 2012 г., № 4, ст. 108, № 9/1, ст. 242, № 12, ст. 336; 2013 г., № 4, ст. 98, № 10, ст. 263; 2014 г., № 1, ст. 2, № 5, ст. 130, № 9, ст. 244, № 12, ст.ст. 341, 343; 2015 г., № 6, ст. 228, № 8, ст.ст. 310, 312, № 12, ст. 452; 2016 г., № 1, ст. 2, № 4, ст. 125, № 9, ст. 276, № 12, ст.ст. 383, 385; 2017 г., № 4, ст. 137, № 6, ст. 300, № 9, ст. 510, № 10, ст. 605; 2018 г., № 1, ст.ст. 1, 4, № 4, ст. 224, № 7, ст.ст. 430, 431, № 10, ст.ст. 673, 679; 2019 г., № 1, ст.ст. 1, 3, 5), следующие дополнения:
1) дополнить статьей 1974 следующего содержания:
«Статья 1974. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана)
Невыполнение должностными лицами своих обязанностей перед Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом), создание препятствий его работе, предоставление ему заведомо ложной информации, а равно оставление должностными лицами без рассмотрения обращений, заключений, представлений, ходатайств или нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения либо умышленное представление по ним заведомо недостоверных сведений – влечет наложение штрафа на должностных лиц от трех до семи минимальных размеров заработной платы»;
2) часть первую статьи 245 после цифры «1972» дополнить цифрой «1974».
Статья 2. Внести в Закон Республики Узбекистан от 24 апреля 1997 года № 392–1 «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)» (в редакции Закона Республики Узбекистан от 27 августа 2004 года № 669–II) (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9, ст. 169; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., № 8, ст. 385) следующие изменения и дополнения:
1) части вторую, третью и четвертую статьи 141 изложить в следующей редакции:
«Администрация учреждений по исполнению наказания, мест содержания под стражей и специальных приемников (далее – места содержания под стражей) направляют Уполномоченному обращения лиц, находящихся под стражей, в запечатанном виде не позднее двадцати четырех часов, а телеграммы немедленно. Ответ Уполномоченного не подлежит просмотру и незамедлительно доставляется заявителю.
При рассмотрении жалоб, а также при проверке по собственной инициативе случаев нарушения прав, свобод и законных интересов граждан Уполномоченный имеет право беспрепятственно посещать места содержания под стражей. Администрация данных учреждений обеспечивает безопасность Уполномоченного.
Администрация мест содержания под стражей обязана обеспечить Уполномоченному необходимые условия для беспрепятственной и конфиденциальной встречи и беседы с лицами, находящимися под стражей, которые производятся наедине в условиях, позволяющих сотрудникам данных учреждений видеть их, но не слышать»;
2) дополнить статьей 209 следующего содержания:
«Статья 209. Деятельность Уполномоченного по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
Уполномоченный принимает меры по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания путем регулярных посещений мест содержания под стражей.
Уполномоченный при посещении мест содержания под стражей:
получает информацию о количестве лиц, находящихся под стражей;
изучает условия содержания лиц, находящихся под стражей, и обращения с ними;
проводит встречи и беседы, в том числе конфиденциальные, с лицами, находящимися под стражей, а также работниками администрации мест содержания под стражей. При этом ведется протокол хода данных встреч и бесед, при необходимости используются технические средства;
знакомится и получает копии документов, подтверждающих законность нахождения лица под стражей;
требует от администрации мест содержания под стражей проведения медицинского освидетельствования, оказания медицинской, психологической и иной помощи лицу, находящемуся под стражей, присутствует с его согласия при проведении данных мероприятий;
получает от руководства администрации мест содержания под стражей объяснения по вопросам обеспечения прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся под стражей;
принимает незамедлительные меры к пресечению незаконных действий (бездействия) администрации мест содержания под стражей;
составляет заключение об условиях содержания лиц, находящихся под стражей, и направляет его соответствующим организациям или должностным лицам;
вносит в соответствующие государственные органы рекомендации и предложения по совершенствованию их деятельности по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Уполномоченный также принимает предусмотренные в части второй настоящей статьи меры по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в других местах, в которых находящиеся там лица не могут покинуть их по своей воле.
Для содействия деятельности Уполномоченного по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания им создается экспертная группа. Положение об экспертной группе утверждается Уполномоченным.
Состав экспертной группы формируется из числа представителей негосударственных некоммерческих организаций, обладающих профессиональными и практическими знаниями, как правило, в области юриспруденции, медицины, психологии, педагогики, а также в других областях.
Уполномоченный определяет задачи членов экспертной группы по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также выдает им специальные направления на право беспрепятственного посещения мест содержания под стражей и других мест, в которых находящиеся там лица не могут покинуть их по своей воле. Специальное направление выдается также работникам Секретариата Уполномоченного»;
3) в статье 21:
в части первой слова «может создаваться» заменить словом «создается»;
дополнить частью второй следующего содержания:
«В структуре Секретариата образуется сектор по содействию деятельности Уполномоченного по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания»;
части вторую и третью считать соответственно частями третьей и четвертой.
Статья 3. Внести в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 25 апреля 1997 года № 409–I (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 6, ст. 175; 2003 г., № 9–10, ст. 149; 2004 г., № 1–2, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 6, ст. 248, № 9, ст. 422, № 12, ст. 595; 2008 г., № 4, ст. 187, № 12, ст.ст. 636, 641; 2009 г., № 4, ст. 136, № 12, ст. 470; 2010 г., № 9, ст. 334; 2012 г., № 9/1, ст. 238; 2014 г., № 9, ст. 244; 2015 г., № 8, ст. 310; 2017 г., № 3, ст. 47, № 10, ст. 605), следующие дополнения и изменения:
1) часть первую статьи 9 дополнить абзацами восьмым – десятым следующего содержания:
«заниматься физическими упражнениями в свободное от работы время на свежем воздухе, если это позволяют погодные условия;
на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы учреждения по исполнению наказания. Участие осужденных к лишению свободы в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия;
на безопасные условия труда, отдых, отпуск, а также оплату труда в соответствии с законодательством о труде»;
абзац восьмой считать абзацем одиннадцатым;
2) часть первую статьи 84 изложить в следующей редакции:
«Осужденные к лишению свободы проживают в зависимости от условий содержания в общих жилых помещениях, комнатах или камерах, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим и строительным нормам и правилам, утвержденным в установленном порядке»;
3) статью 87 дополнить частями третьей – девятой следующего содержания:
«Медицинский осмотр осужденного к лишению свободы проводится при поступлении в учреждение по исполнению наказания, периодически, но не реже одного раза в шесть месяцев во время отбывания наказания, а также по обращениям. Медицинское освидетельствование осуществляется на условиях конфиденциальности.
В течение пятнадцати дней с момента поступления в учреждение по исполнению наказания с осужденным к лишению свободы проводится беседа, он проходит медицинский осмотр и санитарно-гигиенические мероприятия в карантинных помещениях учреждения по исполнению наказания.
Администрация учреждения по исполнению наказания должна обеспечивать незамедлительный доступ медицинским работникам к осужденным к лишению свободы как при поступлении в учреждение по исполнению наказания, так и нуждающимся в экстренной медицинской помощи.
При необходимости оказания экстренной медицинской помощи осужденные к лишению свободы помещаются в территориальные учреждения Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
Осужденные к лишению свободы, нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются в колонии на правах лечебных или специализированные больницы для осужденных к лишению свободы, а также могут быть помещены в территориальные учреждения Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
В случае тяжелого заболевания осужденного к лишению свободы администрация учреждения по исполнению наказания с согласия осужденного к лишению свободы незамедлительно сообщает об этом его близким родственникам или иным лицам, указанным самим осужденным к лишению свободы.
В случае тяжелого заболевания осужденному к лишению свободы предоставляется дополнительный телефонный разговор, а также с разрешения врача – дополнительное свидание»;
части третью – пятую считать соответственно частями десятой – двенадцатой;
4) статью 97 дополнить частью шестой следующего содержания:
«Воспитательная работа осуществляется поэтапно:
предварительное изучение осужденного к лишению свободы на этапе поступления в учреждение по исполнению наказания с определением его психологического портрета, предрасположенности к исправлению;
проведение мероприятий по изменению сознания осужденных к лишению свободы, побуждение их к раскаянию в совершенном преступлении;
организация профессионального обучения осужденных к лишению свободы востребованным профессиям и специальностям, выдача соответствующего документа по окончании обучения и последующее трудоустройство»;
5) часть вторую статьи 105 изложить в следующей редакции:
«Осужденные к лишению свободы не подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности:
за невыполнение норм труда, если это не явилось следствием отказа либо уклонения от работы;
за какое-либо нарушение, которое считается прямым следствием психического расстройства осужденного к лишению свободы»;
6) часть четвертую статьи 106 изложить в следующей редакции:
«При применении дисциплинарного взыскания учитываются обстоятельства совершения проступка, поведение и личностные качества, наличие психического расстройства у осужденного к лишению свободы, которое могло повлиять на его поведение и совершение нарушения или деяния, послужившего поводом для принятия дисциплинарных мер, а также наличие неснятых и непогашенных дисциплинарных взысканий».
Статья 4. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
город Ташкент,
14 марта 2019 года
№ ЗРУ–530
Источник: «Народное слово»