Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Как интенсифицировать реформу науки и технологий в Узбекистане?

2019-02-01 | Наука

Анализ развития науки и технологий в постсоветских странах показывает, что масштабное и кардинальное реформирование науки почти не удалось ни одной стране СНГ, за исключением России. Но даже она не смогла поднять все направления, которые были унаследованы от Советского Союза и, понимая это, в 2009 году Россия решила целенаправленно финансировать и развивать пять научно-технологических направлений, включая ядерную и другие виды энергетики, аэрокосмическую, медицинскую, военные и информационные технологии.

Относительно благополучный Казахстан также не имеет заметных успехов в науке и технологиях, которые пытались сами создать. Научные статьи из стран СНГ, включая Узбекистан (за исключением России), в престижных международных журналах почти не публикуются. Даже нет статей из филиалов иностранных университетов, расположенных в Узбекистане. Основной проблемой для всех стран СНГ является нехватка молодых научных сотрудников, оборудования, инфраструктуры и недостаточное финансирование. Вероятно, поэтому главной задачей университетов является подготовка специалистов для Узбекистана, а не решение научных или технологических вопросов.

Масштабное реформирование науки в Узбекистане (около 100 научно-исследовательских институтов и более 100 высших учебных заведений), включая подготовку наших кадров (молодых докторов наук), переоборудование и налаживание инфраструктуры может потребовать от государства больших затрат. Также необходимо будет подготовить десятки высококвалифицированных преподавателей и создать современные компьютеризированные учебные лаборатории, оснащенные высокоскоростным интернетом в общеобразовательных школах, лицеях и колледжах.

Такая реформа может стоить государству десятки миллиардов долларов США. Огромные вложения в реформу науки в Узбекистане связаны с высокой стоимостью специального современного оборудования, реагентов, которые производятся в развитых странах мира, включая США, Японию, Германию. Узбекистан и страны СНГ пока такое не производят. Кроме того, для подготовки одного талантливого кандидата наук необходимо 20-25 лет, а одного доктора наук - 35-40 лет. И не каждый доктор наук может создать новую научную школу. Таким образом, для кардинального реформирования академической и вузовской науки Узбекистана может потребоваться много затрат в течение десятков лет. Учитывая состояние экономики и бюджета Узбекистана, такие размеры инвестиций в развитие науки и образования невозможны в ближайшие 5-10 лет.

Аналогичная ситуация также сложилась в других странах СНГ. Одной из причин не очень успешного реформирования науки в странах СНГ была попытка “спасти” всевозможные фундаментальные (отраслевые) научные направления, созданные много лет назад. Символическое финансирование всех направлений наук привело к их катастрофическому упадку и оттоку ученых в другие страны. Во всех странах СНГ наблюдается острая нехватка ученых 25-55 лет. Для восстановления этой потери необходимо еще 25-30 лет.

Опыт развитых стран

В западных странах расходы на науку соразмерны их экономическим показателям. Например, бюджет University of California, где работают 63 Нобелевских лауреата, только за один 2016 год составил около 30 миллиардов долларов. Годовой бюджет частных университетов Harvard University (47 Нобелевских лауреатов) и Stanford University (31 Нобелевский лауреат) составляет 4,5 и 5,9 миллиарда долларов соответственно. Научно-исследовательская работа в этих университетах проводится на очень высоком уровне, и результаты этих исследований приносят огромные доходы государству. Например, University of California и Stanford University реализуют свои основные научные разработки в высокотехнологичные/инновационные R&D (research and development) компании в Силиконовой долине, территория которой соразмерна территории Самарканда.

Федеральные и штатовские налоговые отчисления этих компаний за 2015 были почти 223 миллиарда долларов. Таким образом, государственные инвестиции в науку приносят многомиллиардные доходы в государственную казну.

Причины успешного развития науки и технологий в США и на Западе базируются на следующих принципах организации науки.

1. В США проводится постоянный поиск и целенаправленное воспитание талантливых учеников и студентов, интересующихся наукой, которые в будущем станут учеными или инженерами. Множественные государственные, частные и корпоративные фонды систематически объявляют конкурсы на стипендии для студентов школ и колледжей, которые покрывают 50-100 процентов расходов на обучение, проживание и питание. Получение таких стипендий на конкурсной основе позволяет идентифицировать таланты, которые будут дальше учиться в престижных университетах также путем получения стипендий на конкурсной основе. Более того, эти способные студенты и дальше продолжают обучение в аспирантуре или докторантуре, получая такую же стипендию. Благодаря этой системе талантливые ученые могут выйти из небогатых слоев населения, так как образование в США платное. Затраты на обучение одного ребенка достигают 1,5 миллиона долларов.

США также систематически привлекают талантливых ученых со всего мира - приобретают уже готовых ученых, не расходуя финансы на их подготовку. Таким образом, эта система динамично подготавливает молодых ученых и специалистов для страны.

2. В США основная научно-исследовательская работа проводится в университетах и частично в крупных R&D (research and development) компаниях, которые напоминают узбекские научно-исследовательские институты. В R&D компаниях проводятся прикладная научная работа и серийное производство инновационных технологий. Наука финансируется государственными, частными и корпоративными грантами исключительно на конкурсной основе. Для оценки проектов приглашаются ученые-эксперты из США и других стран. Каждый грант рецензируется тремя экспертами, которые представляют свои заключения о конкретном проекте на специализированном совете, включающем 20-30 ученых. Решение принимается открытым голосованием. Такая система потенциально предотвращает коррупцию. Создается очень сильная конкуренция, поскольку только 10-15 процентов проектов получают финансирование.

3. В США научная работа стимулируется по всей системе образования - в школах, колледжах и университетах путем материального награждения (стипендии, гранты, денежные и другие премии, оплата поездок на национальные и интернациональные конференции). В школах и колледжах осуществляются простые научные проекты, которые нужны для популяризации науки среди молодого поколения. В университетах проводятся основные научные исследования. Профессор престижных университетов обязан иметь свою лабораторию и проводить научно-исследовательскую работу. Если профессор занимается только преподавательской деятельностью, то может потерять работу.

Научная деятельность щедро вознаграждается государством, в частности университетом, например, базовая зарплата профессора может в 2-3 раза увеличиваться за счет грантов. Также он обеспечивается хорошей пенсией, о нем заботятся: как правило, профессор-пенсионер приглашается в качестве советника или консультанта Президента, конгрессменов, губернаторов, мэров. Имеется гибкая система продвижения молодых ученых путем объявления более специализированных грантов для них. Использование вышеизложенных принципов организации американской науки будет очень полезно для реформы узбекской науки и образования.

Развитие фундаментальных наук по всевозможным направлениям не может себе позволить даже Китай с его мощной экономикой. Поэтому с 2014 года Китай начал разрабатывать стратегию селективного финансирования прикладных наук, чрезвычайно важного для развития страны. В 2016 году Китай принял пятилетний план по развитию следующих 10 направлений науки и технологий: квантовая связь и вычисления; исследования мозга; национальная безопасность в киберпространстве; чистое, эффективное использование угля; промышленные, медицинские и военные роботы; приложения генной науки; приложения для больших данных; глубоководная экспериментальная платформа; новая арктическая обсерватория и станция Антарктика.

Утвержденный годовой бюджет на эти программы составляет 41 миллиард долларов, пятилетний - 205 миллиард долларов. Общий размер бюджета Китая для науки и технологий в 2016 году был 350 миллиард долларов, включая указанные выше направления. Для сравнения, госбюджет США для науки в 2016 году был 450 миллиардов долларов. При этом американская наука также хорошо финансируется пожертвованиями частных лиц, филантропов и компаний. Только в 2014 году для развития науки было подарено примерно 360 миллиардов долларов. Таким образом, годовой бюджет на науку в США может превышать 810 миллиардов долларов.

Предложения по реформированию и развитию прикладной науки Узбекистана за относительно короткий период (5-10 лет)

В первую очередь, необходимо определить наиболее приоритетные направления науки, которые нужны для создания и развития конкурентоспособных высокотехнологичных отраслей экономики. Затем необходимо целенаправленно инвестировать в них, то есть селективно финансировать науку, как это было сделано в Китае или России. Проблему с кадрами можно решить путем привлечения готовых иностранных специалистов из развитых стран. Это американский метод, который заключается в создании новых научных направлений и школ с помощью приглашений иностранных профессионалов в этих областях науки. Таким образом, государство значительно сэкономит на подготовке ученых, и за короткий срок возможно создание новых научных направлений и технологий.

Иностранные специалисты могут создать небольшие научно-технологические центры (5-20 человек), которые будут изучать актуальные проблемы страны и готовить кадры для развития науки и технологий. Такие центры необходимо организовать и интегрировать их в ведущие университеты и академические институты Узбекистана. Подобные центры за 5-10 лет смогут решить поставленные проблемы, подготовить молодых ученых и со временем послужат научной базой для создания престижных университетов международного класса.

Также эти центры смогут быть стартом для начала образования крупных технопарков, аналогичных Силиконовой долине в США, Китае, Индии. Такой метод был успешно использован в 1980-2000 годы для развития науки и технологий в Южной Корее, где к 2000 годам было подготовлено примерно 0,4 миллиона молодых научных кадров, работающих в 224 университетах. Затем были определены 23 наиболее приоритетных научных направления для инвестиций. На основании этого в 1999 году была принята национальная научно-технологическая программа на 2000-2025 “Long-term Vision for Science and Technology Development Toward 2025.” Развиваясь по этой программе, Южная Корея уже в 2010 году вошла в первую десятку стран мира, лидирующих в науке и технологии. Количество научных публикаций только за 2014 год достигло 63 748, включая престижные международные журналы Nature, Science. Для сравнения, количество научных публикаций в России за 2014 год составило 43 487, в США - 431 623. Бюджет Южной Кореи на науку в 2016 году был примерно 60 миллиардов долларов, больше чем в Великобритании (около 50 миллиардов долларов).

В настоящее время Южная Корея занимает первое место в мире по финансированию науки, отчисляя 4,29 процента (примерно 80 миллиардов долларов в год) от своего ВВП. Для сравнения, эти показатели для США, Китая и Японии составляют 2,7, 2 и 3,5 процента соответственно.

Какие прикладные направления науки и технологий следует развивать в Узбекистане?

1. Разработка новых методов лечения наследственных и других заболеваний человека, используя новые технологии генетической инженерии и биотехнологии (GenCrispr/Cas9, Genome Editing).

2. Создание искусственных тканей, органов человека для трансплантации, используя технологии клеточной инженерии и стволовых клеток (stem cell therapy, 3D cell/tissue printing technology, biotechnology).

3. Развитие новых методов лечения раковых заболеваний с использованием иммунотерапии и нанотехнологий.

4. Создание новых технологий, оборудования для медицины с использованием роботов с программированным интеллектом.

5. Создание нового поколения недорогих и высокоэффективных препаратов против фитопатогенов овощей, фруктов, технических и кормовых растений и разработка технологий для очистки почвы, земельных угодий от фитопатогенов.

6. Создание новых сортов кормовых растений для животных, способных расти в почве с повышенной концентрацией соли. Например, путем встраивания солеустойчивых генов саксаула или других солеустойчивых растений в кормовые растения можно создавать новые солеустойчивые кормовые растения.

7. Получение новых сортов кормовых растений и леса, устойчивых к засухе, способных расти на плохо орошаемых территориях Узбекистана.

8. Создание новых технологий для очистки загрязненных водных ресурсов с целью их повторного использования для орошения и промышленности.

9. Создание новых трансгенных растений для производства нефтепродуктов.

10. Разработка новых технологий для производства недорогих синтетических нефтепродуктов.

11. Создание новых и более эффективных химических, синтетических и биологических удобрений для повышения плодородия почвы.

12. Создание нового поколения технологий, источников для производства электроэнергии, используя альтернативные солнечные панели.

13. Разработка нового поколения высокотехнологичных сверхпроводников и оптической электроники.

14. Создание новых уникальных материалов, которые могут быть использованы в различных отраслях экономики. Например, в последние годы были созданы сплавы титановой стали, экситониевые графитовые и эпоксидные композиты, легированные силиконы, керамическая пена, шелковистый паук.

15. Создание нового поколения суперкомпьютеров, таких как квантовый компьютер, AI Bridging Cloud Infrastructure (ABCI), titan.

16. Создание нового поколения автомобилей с суперсовременными, эффективными и недорогими источниками питания.

17. Конструирование нового поколения роботов с программированным интеллектом, предназначенных для различных отраслей экономики.

18. Разработка новых технологий для деконтаминации, биологической деградации/экстракции и переработки бытовых и промышленных отходов для создания биологических удобрений, этанола (для промышленности) и других новых материалов, включая carbon fiber, который прочнее металла и может быть использован в машиностроении, промышленности, строительстве.

19. Создание новых эукариотических, прокариотических и других биологических систем и рекомбинантных ферментов для расщепления и деградации пластиковых отходов, которые угрожают экологии планеты в глобальном масштабе.

Анализ научной литературы показывает, что по всем этим или близким направлениям ведутся интенсивные теоретические/прикладные научные работы во многих университетах и R&D компаниях развитых стран. Ученые Узбекистана и эксперты по конкретным направлениям должны изучить эти и другие новые приоритетные прикладные направления науки, актуальные для страны. Затем эти проекты должны быть рекомендованы правительству Узбекистана для дальнейшего рассмотрения и утверждения. Примерно так была создана национальная программа Южной Кореи “Long-term Vision for Science and Technology Development Toward 2025.”

Учитывая опыт Южной Кореи, Узбекистан может принять государственную или национальную программу по развитию науки и технологий на период 2020-2035, определяющую важнейшие научные направления и инвестиции для создания научно-технологических центров и R&D компаний в Узбекистане путем привлечения ведущих ученых из лидирующих университетов и R&D компаний мира.

Для привлечения иностранных специалистов необходимо объявить конкурс на конкретный проект через престижные международные журналы, специализированные журналы для каждого направления, а также в интернете. Можно пригласить известных ученых официальными письмами.

Следующий этап заключается в обсуждении каждого проекта с потенциальными лидерами проектов, которые заинтересованы приехать в Узбекистан. Каждый потенциальный лидер проекта должен подготовить детально описанный грант или предложение на 5 или 10 лет, где будет указана концептуальная идея, гипотеза, поддерживающие публикации, предварительные результаты, экспериментальные методологии, стратегия исследования и ожидаемые результаты по конкретной проблеме. Также кандидату надо будет представить детальный бюджет на оборудование, инфраструктуру, реагенты, зарплату сотрудников. Чтобы убедиться в высокий вероятности реализации конкретного научно-технологического проекта, каждый грант должен быть рецензирован 3-4 экспертами, а затем обсужден с группой известных узбекских и международных ученых, экспертов из этой области науки. Необходимо организовать международную рабочую научную конференцию или разовый научный совет для каждого выбранного направления. Если на них решат, что выбранный проект имеет высокую (30%-50% и более) вероятность реализации, тогда проект будут рекомендовать правительству Узбекистана для дальнейшего финансирования. Государственная программа должна иметь специальные условия, чтобы каждый такой центр обязался подготовить национальные кадры для страны.

Все эти вновь созданные научно-технологические центры с иностранными учеными должны иметь контракты на 5-10 лет с соответствующими министерствами, которые финансируют конкретный проект по принципу start up, то есть главным инвестором будет государство. Также можно привлечь частных, корпоративных и филантропических инвесторов из Узбекистана и других стран. Можно создать 'Международный фонд для развития науки Узбекистана, который сможет существовать благодаря узбекской диаспоре всего мира, филантропам и международным финансам, бизнесу.

Все эти центры должны работать под юрисдикцией Узбекистана и являться собственностью Узбекистана. Все научные результаты, патенты, публикации и разработки также будут принадлежать Узбекистану. Необходимо разработать все правовые законопроекты, включая документы, обеспечивающие свободное нахождение иностранных ученых в Узбекистане, подобные американской green card, которые позволяют безвизовый приезд, право на проживание и работу. Также целесообразно разработать законопроекты и нормативные акты или правила для социального обеспечения, включая медицинское и пенсионное, иностранных ученых в зависимости от того, как долго они будут работать в Узбекистане. Например, чтобы получать пенсию в США и Германии, иностранный работник должен проработать минимум 10 и 5 лет соответственно.

Как правило, такие научные центры работают по уставу, установленному их руководством, что очень важно для успешного завершения проекта. Каждый лидер проекта должен укомплектовать группу на основе международного конкурса, в которым могут участвовать как зарубежные ученые, так и из Узбекистана. Главный критерий - это квалификация сотрудника. Заработная плата сотрудников этих центров должна соответствовать аналогичным центрам западных стран.

Годовые отчеты таких центров согласно контракту проверяются властями один раз в год на рабочей конференции.

Если научно-технологические центры с иностранными учеными в течение 5-10 лет будут успешно развиваться с выходом на рынок, далее они смогут сами себя финансировать. За этот период могут быть подготовлены свои национальные кадры, которые смогут успешно продолжить работу этих центров. Параллельно необходимо провести стажировку и переподготовку молодых ученых в ведущих западных университетах.

Также возможно, что иностранные R&D компании смогут открыть свои дочерние компании в Узбекистане со своими инвестициями. В этом случае это будет совместная компания, и они, как правило, не развивают новые научные проекты, а производят или реализуют ранее разработанные инновационные продукты. Они также могут подготавливать национальные кадры, что очень важно для дальнейшего развития науки и технологий в Узбекистане.

Если такая реформа науки в Узбекистане будет успешно осуществлена, то в ближайшие годы сфера науки и развития технологий получит существенный прогресс.

Путем организации 50-100 небольших научных центров, лабораторий, имеющих по 5-10 иностранных научных сотрудников, в ведущих университетах и научно-исследовательских институтах, в течение 5 лет можно создать сотни новых направлений, которые ранее не развивались в стране. Эти центры смогут также подготавливать сотни квалифицированных англоязычных научных сотрудников. Это создаст конкуренцию в вузовских академических научных кругах Узбекистана.

В заключение следует отметить, что предлагаемая реформа науки в Узбекистане путем создания новых научных центров и R&D компаний должна проводиться с привлечением иностранных ученых параллельно модернизации академической и вузовской науки страны.

Основные этапы модернизации

1. Определить наиболее важные направления и объявить международный конкурс на их изучение.

2. Провести поиск известных ученых в лидирующих университетах и R&D компаниях Америки, Европы, Южной Кореи, Китая, Индии, России и пригласить их в Узбекистан.

3. Провести всесторонний научный анализ потенциальных кандидатов на руководителя конкретного проекта с максимальной вероятностью реализации выбранного направления.

4. Финансировать наиболее актуальные направления на конкурсной основе путем создания небольших научных центров западного образца с современными оборудованием и инфраструктурой.

5. Каждый научный центр с иностранными специалистами обязан интегрироваться в вузовскую и академическую научную систему и подготовить научные кадры для Узбекистана, то есть подготовить магистров и кандидатов наук.

6. Научные технологические разработки этих центров передаются инновационным компаниям, технопаркам и различным фирмам для серийного производства.

Привлечение иностранных специалистов становится международной нормой, для приобретения интеллектуального капитала началась жесткая конкуренция между развитыми странами. Например, США, страны Западной Европы, Япония, Китай, Россия и другие, разрабатывают новые программы для привлечения иностранного интеллектуального капитала.

Узбекистан является интересной страной с богатой историей, прекрасным климатом и дружелюбным и гостеприимным народом. Эти факторы играют положительную роль для привлечения иностранных специалистов. Их приезд в Узбекистан также сильно зависит от искоренения коррупции, дальнейшего проведения стабильной и успешной экономической и политической реформ, ведущих к демократизации страны. Анализ науки и технологий в Южной Корее, Израиле, Сингапуре, Индонезии и других странах показывает, что привлечение иностранных специалистов, несомненно, обеспечит дальнейшее развитие науки и технологий в Узбекистане.

 

Шароф Тугизов, 

доктор биологических наук, 

профессор Калифорнийского университета, 

эксперт МННО «Буюк Келажак»

Поделиться