Правительственный портал
республики узбекистан
О мерах по дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республике Узбекистан
2018-09-19 | Документы
Постановление Президента Республики Узбекистан
За прошедшие годы в стране сформирована нормативно-правовая и методологическая база аудита, а также внедрена упрощенная и бессрочная система лицензирования аудиторской деятельности, что позволило создать рынок аудиторских услуг и обеспечить вступление отечественных аудиторских организаций в крупные международные сети аудиторских компаний.
В то же время ряд проблем и недостатков препятствует дальнейшему развитию аудиторской деятельности и повышению значимости аудиторских услуг для принятия управленческих решений и повышения качества корпоративного управления, в числе которых:
первое, низкий уровень доверия к аудиторским организациям, а также рассмотрение аудиторской проверки как излишней и обременительной административной процедуры, а не как гаранта подтверждения достоверности финансовой отчетности;
второе, имеющиеся ограничения и практика проведения конкурсов по отбору аудиторских организаций нередко способствуют недобросовестной конкуренции, в том числе ценовой, вследствие чего снижаются качество аудиторских услуг и достоверность аудиторских заключений;
третье, действующая система специальной подготовки и повышения квалификации аудиторов носит формальный характер, не обеспечивает необходимый уровень профессиональной подготовки и качества аудиторских услуг, в том числе в соответствии с международными стандартами аудиторской деятельности, что приводит к падению престижа профессии аудитора;
четвертое, отсутствует эффективная система внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, что при ограниченности мер правового воздействия лицензирующего органа не позволяет оперативно реагировать на факты оказания некачественных аудиторских услуг и недобросовестные действия аудиторов;
пятое, неполное соответствие национальных стандартов аудиторской деятельности общепризнанным международным стандартам аудита, что не обеспечивает формирование у иностранных инвесторов понимания достоверности финансовой отчетности отечественных предприятий.
В целях дальнейшего улучшения условий для развития рынка аудиторских услуг и внедрения современных подходов в регулировании аудиторской деятельности в соответствии с международными стандартами:
1. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан – министру финансов Республики Узбекистан Кучкарову Д. А. обеспечить реализацию следующих приоритетных направлений развития аудиторской деятельности:
совершенствование законодательства об аудиторской деятельности, в том числе формирование действенной системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, на основе международных стандартов, направленной на повышение качества аудиторских услуг и поддержание доверия делового сообщества к результатам работы аудиторских организаций;
привлечение молодежи в аудиторскую профессию, в частности, обеспечение активного сотрудничества профессиональных общественных объединений с соответствующими высшими образовательными учреждениями;
повышение уровня вовлеченности аудиторских организаций в международные аудиторские сети, в том числе организация активной методической поддержки аудиторских организаций, аудиторов в вопросах применения международных стандартов аудита;
активизация деятельности республиканских общественных объединений аудиторов по взаимодействию с международными организациями, устанавливающими международные стандарты аудита, распространению передового мирового опыта применения указанных стандартов.
2. Утвердить План мероприятий по дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республике Узбекистан согласно приложению.
Возложить персональную ответственность на руководителей Министерства финансов (В. Пак), Министерства юстиции (Н. Жураев), Министерства экономики (М. Мирзаев), Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (Б. Мусаев), Ташкентского финансового института (У. Азизов) и республиканских общественных объединений аудиторов за качественное и своевременное исполнение Плана мероприятий.
3. Установить с 1 января 2019 года порядок, в соответствии с которым:
коммерческая организация, информация о которой не внесена в реестр аудиторских организаций, имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности, в течение трех месяцев с даты внесения сведений о ней в Единый государственный реестр субъектов предпринимательства, не вправе использовать в своем наименовании слова «аудиторская организация»;
лицензия на осуществление аудиторской деятельности дает право лицензиату осуществлять все виды аудиторских проверок;
уставный капитал аудиторской организации формируется имуществом, в том числе денежными средствами, непосредственно используемым при осуществлении деятельности аудиторской организации;
минимальное количество аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, составляет не менее четырех штатных аудиторов;
аудиторская проверка одного и того же хозяйствующего субъекта проводится не более семи лет подряд;
Министерством финансов Республики Узбекистан совместно с республиканскими общественными объединениями аудиторов не реже одного раза в три года проводится внешний контроль качества работы аудиторских организаций;
аудиторские организации публикуют на своих веб-сайтах или веб-сайтах общественных объединений аудиторов информацию о проведенных обязательных аудиторских проверках с указанием идентифицирующих данных хозяйствующего субъекта и аудиторского заключения.
Действующим аудиторским организациям в срок до 1 апреля 2019 года обеспечить полную укомплектованность минимального количества штатных аудиторов, установленного настоящим постановлением.
4. Отменить с 1 января 2019 года требования:
к минимальному размеру уставного капитала аудиторских организаций;
по аттестации руководителей аудиторских организаций;
по выбору аудиторской организации для проведения внешнего аудита на конкурсной основе из перечня, определяемого Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и Министерством финансов Республики Узбекистан, на предприятиях с пакетом акций (долей) государства в уставном капитале свыше 50 процентов.
5. Определить, что с 1 января 2020 года:
а) ежегодной обязательной аудиторской проверке подлежат также коммерческие организации при одновременном выполнении двух из следующих условий по итогам отчетного года:
балансовая стоимость активов свыше 100-тысячекратного размера минимальной заработной платы;
выручка от реализации продукции (работ, услуг) более 200-тысячекратного размера минимальной заработной платы;
среднегодовая численность работников свыше 100 человек;
б) аудиторские организации осуществляют аудиторскую деятельность исключительно на основе международных стандартов аудита, издаваемых Международной федерацией бухгалтеров;
в) результаты внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательную аудиторскую проверку, публикуются на веб-сайте Министерства финансов Республики Узбекистан.
6. Создать в структуре Управления методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Узбекистан отдел взаимодействия с профессиональными организациями и проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций со штатной численностью 4 единицы, соответственно увеличив предельную численность управленческого персонала центрального аппарата министерства.
Министерству финансов Республики Узбекистан в срок до 1 июля 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению порядка аккредитации общественных объединений бухгалтеров и аудиторов в Министерстве финансов и введению обязательного членства аудиторских организаций в аккредитованных общественных объединениях с отменой лицензирования аудиторской деятельности.
7. Согласиться с предложениями Министерства финансов Республики Узбекистан и республиканских общественных объединений аудиторов, предусматривающими:
выдачу квалификационного сертификата аудитора на первоначальный пятилетний срок, продление на очередной десятилетний срок и в последующем на бессрочный период;
выдачу и продление срока действия квалификационного сертификата аудитора при наличии международного сертификата бухгалтера, а также продление срока действия квалификационного сертификата аудитора на бессрочный период при наличии непрерывного стажа работы аудитора не менее 10 лет без сдачи квалификационного экзамена;
установление для претендентов на получение квалификационного сертификата аудитора, имеющих диплом магистра по специальностям «бухгалтерский учет» и «аудит», требования к стажу практической работы (в том числе по совместительству) в аудиторской организации не менее одного года.
8. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан обеспечить:
а) размещение на своем веб-сайте, ежегодно до 1 июля, следующей информации о хозяйствующих субъектах, прошедших обязательную аудиторскую проверку:
идентифицирующие данные хозяйствующего субъекта (наименование и идентификационный номер налогоплательщика);
идентифицирующие данные аудиторской организации (наименование, дата и номер лицензии на осуществление аудиторской деятельности);
копия аудиторского заключения;
б) своевременное принятие мер в отношении хозяйствующих субъектов, не проводивших обязательную аудиторскую проверку;
в) формирование базы данных по:
хозяйствующим субъектам, подлежащим обязательной аудиторской проверке;
финансовым санкциям, примененным к хозяйствующим субъектам, уклонившимся от проведения обязательной аудиторской проверки, и их должностным лицам.
9. Ташкентскому финансовому институту совместно с Министерством финансов и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в установленном порядке на основе изучения международной практики в области бухгалтерского учета и аудита:
в течение 2018/2019 учебного года провести комплексный анализ и мониторинг реализации учебных планов и программ в области бухгалтерского учета и аудита, а также принять меры по дальнейшему их совершенствованию и внедрению инновационных методов обучения;
включить в учебные планы и программы по направлениям бухгалтерский учет и аудит дисциплины по международным стандартам аудита и международным стандартам финансовой отчетности.
10. Министерству финансов Республики Узбекистан:
а) обеспечить системную работу на предмет изучения правомерности использования субъектами предпринимательства в фирменном наименовании словосочетания «аудиторская организация» путем сопоставления реестра аудиторских организаций, имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности, с базами данных Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан;
б) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в срок до 1 апреля 2019 года обеспечить разработку программного комплекса «Аудит» Министерства финансов Республики Узбекистан, предназначенного для электронного взаимодействия с аудиторскими организациями, а также республиканскими общественными объединениями бухгалтеров и аудиторов;
в) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, республиканскими общественными объединениями аудиторов в срок до 1 января 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по:
развитию взаимодействия с Международной федерацией бухгалтеров по вопросам имплементации в отечественную практику международных стандартов аудита, обеспечивающего их своевременное признание для применения на территории Республики Узбекистан;
усилению мер административной ответственности за нарушение законодательства об аудиторской деятельности;
г) обеспечить до 1 января 2019 года выдачу лицензий на осуществление аудиторской деятельности нового образца действующим аудиторским организациям, отвечающим требованиям настоящего постановления;
д) совместно с Министерством юстиции и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан после 1 апреля 2019 года принять меры по прекращению в установленном порядке действия лицензий аудиторских организаций, не отвечающих требованиям настоящего постановления;
е) совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н. и заместителя Премьер-министра – министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д. А.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 19 сентября 2018 года.