Правительственный портал
республики узбекистан
Нужно инвестировать централизованные средства в народное образование, а не в реальный сектор!
2018-07-13 | Общество
Президентом поставлена конкретная задача кардинального пересмотра роли учителя в обществе. В настоящее время ведется работа по подготовке соответствующих документов.
Сейчас, к сожалению, более 11 тыс. вакансий педагогов и более 66 тыс. педагогов работают в системе МНО без высшего образования. Менее 30% учителей составляют мужчины, а в г. Ташкент всего 10%.
Уровень средней зарплаты сферы народного образования за последние три года был одним из самых низких и имел один из самых низких темпов роста. Так, например, по соотношению к уровню зарплат в сфере финансов средний уровень зарплат в народном образовании за последние три года снизился с 48% до 42%!
Принудительное удержание от зарплаты учителей на обязательную подписку на газеты и журналы (более 200 наименований), покупку билетов на проводимые развлекательные мероприятия, проведение аттестации и т.д. приводят к сокращению и без этого низкого уровня их заработной платы, по сравнению с другими отраслями экономики республики.
А потом все удивляются почему увеличиваются поборы в школах, снижается качество образования, ухудшается воспитание молодёжи, увеличиваются случаи правонарушений, суицидов среди учащихся.
Мы все должны понимать, что дети проводят основное время в школе, и именно те, кто получил качественное образование и хорошее воспитание в школе имеют больше шансов стать успешными в будущем. Секретом успеха таких стран как Япония, Сингапур, Корея является именно высокий статус и зарплаты учителей, в связи с чем на одно вакантное место учителя приходятся десятки претендентов.
Поэтому просим наших многоуважаемых финансистов на этот раз подойти к выполнению поручения Президента по-другому, стараясь найти реальные решения поставленной задачи, а не различные отговорки почему нельзя это сделать. Для реального исправления ситуации зарплаты в сфере народного образования необходимо увеличить в разы, а не на несколько процентов. Это также будет стимулировать потребительский спрос и увеличение экономической активности на местах.
То, что государство является плохим менеджером в реальном секторе экономики уже показывает опыт неэффективно реализованных инвестиционных проектов на миллиарды долларов за счет централизованных источников на протяжении нескольких лет. Зачем наступать на те же грабли? Поэтому государство должно концентрироваться на инвестициях централизованных средств в образование и создать привлекательную инвестиционную среду, чтобы в реальный сектор экономики направлялись именно частные и прямые иностранные инвестиции.
Молодёжь своими глазами должна увидеть как лучше живут учителя чем представители других сфер, только тогда будут реальные изменения, в т.ч. и в интересе учащихся к школе. А пока вряд ли можно сравнить уровень жизни среднего учителя и среднего финансиста на местах...
Шерзод Шерматов
Министр народного образования
Республики Узбекистан