Указ Президента Республики Узбекистан
Воспитание гармонично развитой, целеустремленной и энергичной молодежи, обладающей современными знаниями и навыками, способной взять
на себя ответственность за достойное будущее страны, является важнейшим условием ее устойчивого и динамичного развития.
За последние годы предприняты значительные усилия по раскрытию интеллектуального и творческого потенциала молодежи, повышению
ее гражданской ответственности и сопричастности к осуществляемым реформам.
Вместе с тем, на местах все еще сохраняются системные проблемы, препятствующие повышению социально-экономической активности молодежи, широкому вовлечению ее в предпринимательскую деятельность, реализации перспективных идей и проектов молодых предпринимателей, а также обеспечению на этой основе занятости молодежи.
В частности, не реализуются целевые программы и не создана необходимая инфраструктура на местах по комплексному развитию молодежного предпринимательства и активному привлечению молодежи
к занятию предпринимательской деятельностью, что является важнейшим условием создания новых рабочих мест.
Продолжает сохраняться на местах безразличное и безучастное отношение должностных лиц государственных органов и организаций к повышению предпринимательской грамотности молодежи, привитию ей навыков организации и ведения бизнеса.
В целях всесторонней поддержки молодежного предпринимательства, формирования условий для активного привлечения молодежи к занятию бизнесом, создания новых рабочих мест и обеспечения занятости молодежи,
а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:
1. Принять к сведению, что в Куйичирчикском районе Ташкентской области и Чиланзарском районе города Ташкента начата реализация Государственной программы «Yoshlar – kelajagimiz»,нацеленной на обеспечение занятости молодежи посредством содействия и поддержки в реализации молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов, обучения незанятой молодежи востребованным на рынке труда специальностям и навыкам ведения бизнеса,
а также повышения ее социально-экономической активности в целом.
2. Реализовать, начиная с 1 июля 2018 года, Государственную программу «Yoshlar – kelajagimiz» (далее – Государственная программа) во всех районах (городах) республики.
Определить, что в рамках Государственной программы осуществляются:
а) создание при Союзе молодежи Узбекистана Фонда «Yoshlar – kelajagimiz» (далее – Фонд), а также его районных и городских филиалов с использованием средств Фонда на финансирование мероприятий Государственной программы, в том числе:
предоставление через коммерческие банки льготных кредитов и имущества в лизинг со ставкой 7 процентов годовых для реализации молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов;
выдачу поручительств по кредитам, получаемым в рамках Государственной программы, на сумму не более 50 процентов от размера кредита;
участие в предпринимательских проектах, осуществляемых в рамках Государственной программы, в размере не более 50 процентов от их стоимости с последующей реализацией доли Фонда в течение 5 лет;
приобретение до 20 штук молодняка домашней птицы и кроликов, 5 голов мелкого и 2 голов крупного рогатого скота для домохозяйств, в которых проживает незанятая молодежь, имеющая соответствующие навыки, оказание содействия в их выращивании и последующей реализации, с возвратом их стоимости в оговоренные сроки;
б) организация переподготовки и повышения квалификации молодежи, обучения востребованным на рынке труда профессиям, а также привития навыков ведения бизнеса;
в) строительство на условиях государственно-частного партнерства:
коворкинг-центров «Yosh tadbirkorlar» для предоставления молодым предпринимателям на льготных условиях аренды помещений, офисной техники и расходных материалов, доступа к сети Интернет, а также иного содействия
в реализации молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов, включая разработку бизнес-планов, оказание консультационных, юридических, бухгалтерских и других видов услуг, организацию форумов, мастер-классов
и семинаров;
комплексов «Yoshlar mehnat guzari» в трудоизбыточных районах для создания торгово-бытовых и малых производственных площадок.
3. Установить, что строительство коворкинг-центров «Yosh tadbirkorlar» и комплексов «Yoshlar mehnat guzari» осуществляется на следующих условиях государственно-частного партнерства:
а) хокимияты районов (городов):
выделяют частным инвесторам, в порядке исключения, путем прямых переговоров земельные участки (пустующие помещения) на праве постоянного пользования для строительства (размещения) коворкинг-центров «Yosh tadbirkorlar» и комплексов «Yoshlar mehnat guzari», а также иных объектов;
обеспечивают за счет дополнительных источников бюджетов районов (городов) подводку и подключение коворкинг-центров «Yosh tadbirkorlar» и комплексов «Yoshlar mehnat guzari» к инженерным коммуникациям, в том числе сетям электро-, газо- и водоснабжения;
б) Фонд вправе участвовать в финансировании до 30 процентов стоимости строительства коворкинг-центров «Yosh tadbirkorlar» и комплексов «Yoshlar mehnat guzari» с дальнейшей капитализацией данных средств в их уставный фонд (капитал);
в) частные инвесторы принимают на себя обязательства:
профинансировать не менее 70 процентов стоимости строительства и обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию коворкинг-центров «Yosh tadbirkorlar» и комплексов «Yoshlar mehnat guzari» в оговоренные сроки и в соответствии с типовыми проектами;
предоставлять молодым предпринимателям – участникам Государственной программы помещения в коворкинг-центрах «Yosh tadbirkorlar» и комплексах «Yoshlar mehnat guzari», оказывать им услуги по приемлемым ценам, а также самостоятельно организовывать в них предпринимательскую деятельность с условием принятия на работу незанятой молодежи в количестве не менее 70 процентов от общего числа рабочих мест;
предоставлять на безвозмездной основе помещения в коворкинг-центрах «Yosh tadbirkorlar» для размещения районных и городских филиалов Фонда;
г) содержание коворкинг-центров «Yosh tadbirkorlar» и комплексов «Yoshlar mehnat guzari» осуществляется за счет средств частных инвесторов;
д) средства, направляемые на строительство коворкинг-центров «Yosh tadbirkorlar» и комплексов «Yoshlar mehnat guzari», вычитаются
из налогооблагаемой базы частных инвесторов. Установить, что действие Государственной программы распространяется на субъекты молодежного предпринимательства, субъекты предпринимательства, в которых 50 процентов и более учредителей составляют молодежь, а также субъекты предпринимательства, в том числе иностранных инвесторов, взявших на себя обязательства по предоставлению не менее 70 процентов создаваемых рабочих мест для трудоустройства молодежи в течение 5 лет.
4. Определить источниками формирования средств Фонда в 2018 году:
безвозмездную финансовую помощь из республиканского бюджета за счет перевыполнения прогнозной части доходов в размере 500 миллиардов сумов, выделяемых в июле, до 1 октября и до 1 декабря 2018 года в равных долях;
отчисления в размере 1 процента от ежегодных поступлений во внебюджетные фонды министерств, государственных комитетов и ведомств, ежеквартально перечисляемые в Фонд;
10 процентов средств, поступающих ежемесячно в Фонд развития Союза молодежи Узбекистана в соответствии с пунктом 13 Указа Президента Республики Узбекистан от 5 июля 2017 года № УП–5106 «О мерах по повышению эффективности государственной молодежной политики и поддержке деятельности Союза молодежи Узбекистана»;
гранты отечественных, зарубежных и международных организаций;
средства благотворителей – физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан;
доходы от размещения временно свободных средств Фонда в коммерческих банках;
иные источники, не запрещенные законодательством.
7. Установить, что:
Фонд возглавляет исполнительный директор – первый заместитель председателя Центрального Совета Союза молодежи Узбекистана;
районные и городские филиалы Фонда возглавляются успешными молодыми предпринимателями соответствующих районов и городов, назначаемыми исполнительным директором Фонда;
до 30 процентов работников республиканских и территориальных органов инвестиционного и социального комплексов, а также финансирующих коммерческих банков закрепляются за Фондом, его районными и городскими филиалами с сохранением должности и заработной платы по основному месту работы.
8. Утвердить:
структуру Фонда «Yoshlar – kelajagimiz» при Союзе молодежи Узбекистана, а также типовую структуру его районных и городских филиалов согласно приложениям №№ 1 и 2;
состав Республиканской комиссии по развитию молодежного предпринимательства согласно приложению № 3.
9. Образовать в районах и городах комиссии по развитию молодежного предпринимательства(далее – комиссии) во главе с заместителями хокимов по молодежной политике, социальному развитию и духовно-просветительской работе и включающие заместителей начальников управлений (отделов) внутренних дел по вопросам молодежи, председателей советов Союза молодежи Узбекистана районов и городов, а также руководителей подразделений Центра содействия предпринимательству.
Основными задачами комиссий определить:
организацию совместно с закрепленными работниками территориальных органов инвестиционного и социального комплексов, а также финансирующих коммерческих банков, органами самоуправления граждан подворового обхода и встреч с населением в целях выявления незанятой молодежи, желающей заниматься предпринимательской деятельностью, диагностирования районов (городов) и формирования паспортов их молодежи;
содействие в разработке молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов, подготовке и оформлении необходимых документов и материалов с привлечением закрепленных работников территориальных органов инвестиционного и социального комплексов, а также финансирующих коммерческих банков;
обеспечение по принципу «одно окно» рассмотрения заявок на оказание содействия в реализации молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов, а также иных обращений в рамках Государственной программы;
проведение с привлечением закрепленных работников территориальных органов инвестиционного и социального комплексов, а также финансирующих коммерческих банков мониторинга реализации молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов с решением возникающих проблем;
осуществление широкой разъяснительной работы среди молодежи по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности.
10. Утвердить Параметры финансирования мероприятий на 2018 год, реализуемых в районах и городах республики в рамках Государственной программы «Yoshlar – kelajagimiz», согласно приложению № 4.
Определить, что параметры финансирования мероприятий на последующие годы, реализуемых в районах и городах республики в рамках Государственной программы «Yoshlar – kelajagimiz», утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан с указанием конкретных источников формирования средств Фонда.
11. Установить следующий механизм финансирования молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов в рамках Государственной программы:
Фонд осуществляет выделение финансовых ресурсов коммерческим банкам по ставке 5 процентов годовых для финансирования льготных кредитов и лизинга имущества, предоставляемых в рамках Государственной программы;
льготные кредиты и имущество в лизинг предоставляются сроком до 5 лет с льготным периодом до 12 месяцев;
предоставление льготных кредитов и имущества в лизинг осуществляется через Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, АИКБ «Ипак Йули», АК «Народный банк» и АКБ «Хамкор банк»;
финансирование молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов осуществляется на основе типовых бизнес-планов, разрабатываемых Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан совместно с финансирующими коммерческими банками;
финансирование молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов стоимостью свыше 2 миллиардов сумов, осуществляется после согласования их бизнес-планов с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан;
предварительное рассмотрение и отбор заявок на предоставление льготных кредитов и имущества в лизинг для реализации молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов осуществляются комиссиями;
комиссии на основе результатов подворового обхода каждого домохозяйства, инвентаризации имеющейся инфраструктуры, анализа видов трудовой деятельности, которыми желает заниматься молодежь, а также отбора заявок на предоставление льготных кредитов и имущества в лизинг формируют в пределах утверждаемых параметров адресные списки молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов, реализуемых в соответствии с типовыми бизнес-планами в соответствующих районах и городах;
Республиканская комиссия по развитию молодежного предпринимательства по мере представления, но не позднее 1 августа 2018 года и 25 декабря – в последующие годы, утверждает адресные списки молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов, реализуемых в рамках Государственной программы в соответствующих районах и городах. Внесение изменений
и дополнений в утвержденные адресные списки осуществляется комиссиями
по согласованию с Республиканской комиссией;
утвержденные адресные списки представляются в коммерческие банки и Фонд для финансирования предоставления льготных кредитов и имущества в лизинг;
финансирующие коммерческие банки на основе представленных адресных списков принимают решение о выделении льготных кредитов
и имущества в лизинг в установленном порядке. Срок рассмотрения коммерческими банками заявок на предоставление льготных кредитов и имущества в лизинг для реализации молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов не должен превышать 3 рабочих дней;
комиссии совместно с закрепленными работниками территориальных органов инвестиционного и социального комплексов, а также финансирующих коммерческих банков ежемесячно осуществляют мониторинг за целевым и своевременным использованием финансовых средств, в ходе которого решаются проблемы, препятствующие реализации молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов.
Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан совместно с финансирующими коммерческими банками и другими заинтересованными ведомствами в двухнедельный срок по согласованию с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан обеспечить разработку типовых бизнес-планов молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов, финансируемых за счет средств Фонда.
12. Возложить на комиссии, районные и городские филиалы Фонда и финансирующие коммерческие банки обязательства по:
принятию мер по своевременному и полному возврату выделяемых финансовых средств, в том числе используемых не по целевому назначению;
обращению в суд для принудительного взыскания выделенных финансовых средств, а также причиненного ущерба в случае отказа от их добровольного возмещения участником Государственной программы.
13. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок принять правительственное решение, предусматривающее утверждение:
положений об организации деятельности Фонда «Yoshlar – kelajagimiz» при Союзе молодежи Узбекистана, а также порядке формирования и использования его средств;
порядка предоставления льготных кредитов для финансирования молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов, в том числе механизма определения предельных лимитов выделяемых кредитов, а также выдачи поручительств по кредитам, получаемым в рамках Государственной программы;
комплекса мер по кардинальному увеличению и повышению качества краткосрочных курсов профессионального обучения молодежи профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
14. Рекомендовать Союзу молодежи Узбекистана совместно с Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента принимать меры по широкому привлечению
на добровольной основе к оплачиваемым работам по строительству объектов в рамках Государственной программы незанятой молодежи, в том числе молодежных трудовых отрядов Союза молодежи Узбекистана.
15. Возложить ответственность на:
Службу по вопросам молодежной политики аппарата Президента Республики Узбекистан – за координацию деятельности государственных органов и организаций по реализации Государственной программы;
Министерство финансов Республики Узбекистан – за своевременное и полное формирование средств Фонда;
Министерство строительства Республики Узбекистан – за разработку типовых требований к проектам коворкинг-центров «Yosh tadbirkorlar» и комплексов «Yoshlar mehnat guzari» с учетом территориальных особенностей;
Министерство иностранных дел и Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям – за привлечение на территории, закрепленные за дипломатическими учреждениями Республики Узбекистан в зарубежных странах, иностранных инвесторов для участия в реализации мероприятий в рамках Государственной программы, в том числе с организацией посещений соответствующих районов (городов) республики, а также средств технического содействия и грантов международных финансовых институтов и донорских организаций для формирования средств Фонда;
Торгово-промышленную палату Республики Узбекистан – за своевременную и качественную разработку типовых бизнес-планов молодежных бизнес инициатив, стартапов, идей и проектов, финансируемых за счет средств Фонда, а также их представление в комиссии;
Министерство жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго», АО «Узтрансгаз», Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, районов (городов) – за подводку и подключение инженерных коммуникаций, в том числе сетей электро-, газо- и водоснабжения, к коворкинг-центрам «Yosh tadbirkorlar» и комплексам «Yoshlar mehnat guzari»;
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, районов (городов) – за своевременное выделение земельных участков для строительства коворкинг-центров «Yosh tadbirkorlar», комплексов «Yoshlar mehnat guzari», а также оказание содействия в организации деятельности Фонда.
16. Счетной палате совместно с Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан установить строгий контроль за своевременным формированием и целевым расходованием средств Фонда.
17. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с другими средствами массовой информации организовать широкое освещение хода реализации Государственной программы.
18. Министерству юстиции совместно с заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
19. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан – председателя Центрального совета Союза молодежи Узбекистана Куранбаева К.К., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б. и первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 27 июня 2018 года.