Правительственный портал
республики узбекистан
Новая внешняя политика Узбекистана: открытость, инициативность и прагматизм
2018-03-16 | Политика
На веб-сайте известного в Германии аналитического журнала Zentralasien-Analysen размещена статья на немецком языке под заголовком «Новая внешняя политика Узбекистана: открытость, инициативность и прагматизм», подготовленная директором Информационно-аналитического центра международных отношений (ИАЦМО) Э.Ариповым. Следует напомнить, ИАЦМО является ведущим аналитическим центром Узбекистана, специализирующимся на вопросах внешней политики.
Отметим, что учредителем журнала Zentralasien-Analysen является Центр Восточной Европы Бременского университета - один из крупнейших в ЕС «мозговых трестов», специализирующихся на восточно-европейских и постсоветских исследованиях.
В статье автор подробно анализирует Послание Президента Республики Узбекистан парламенту страны - Олий Мажлису от 22 декабря 2017 года, итоги внешнеполитической деятельности страны в прошлом году.
Эксперт выделяет следующие ключевые результаты, достигнутые узбекской дипломатией под руководством Президента Шавката Мирзиёева.
Во-первых, «прорыв» на региональном направлении, обеспечивший качественное улучшение отношений с государствами Центральной Азии и создание условий для эффективного, взаимовыгодного сотрудничества стран региона.
Глава Узбекистана смог в предельно сжатые сроки развернуть Узбекистан лицом к своим соседям, выйти на урегулирование ряда острых проблем в сфере делимитации и демаркации границ, а также водопользования, которые не только годами не решались, обостряя двусторонние отношения, но и выступали в качестве источников региональной напряженности.
Среди значимых результатов региональной политики Президента Шавката Мирзиёева также отмечается открытие пунктов пропуска на границе с соседями, налаживание промышленной кооперации с Казахстаном и Кыргызстаном, возобновление и запуск новых авиарейсов и транспортного сообщения с Таджикистаном, Кыргызстаном и Казахстаном.
Как подчеркивает автор, все достигнутые договоренности реально облегчают жизнь простым гражданам государств Центральной Азии. «Им теперь намного проще приехать в гости друг к другу, спланировать лечение в соседних странах, установить деловые контакты и т.д.».
Кроме того, новый региональный курс Ташкента привел к кратному увеличению объемов товарооборота со всеми странами Центральной Азии. В частности, по итогам 2017 года внешнеторговый оборот Узбекистана с государствами Центральной Азии вырос на 30%, а с отдельными странами - почти на 70%.
Во-вторых, внешний курс страны стал нацелен на решение конкретных внутренних задач, прежде всего, в сфере социально- экономического развития.
Эксперт констатирует, что «устраняя внутри республики препятствия, которые раньше сдерживали нормальное сотрудничество с иностранными партнерами», Узбекистан предпринимает усилия по активизации диалога с ними по таким направлениям, как привлечение иностранных инвестиций и технологий, повышение туристической привлекательности страны.
«Символом новой эры» экономических реформ в Узбекистане стало решение Президента Шавката Мирзиёева о введении свободной конвертации валютных средств. Появились возможности для свободной покупки иностранной валюты для импорта товаров и свободной репатриации прибыли иностранных инвесторов.
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 сентября 2017 года «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» были снижены ставки таможенных платежей на более чем 8 тысяч видов востребованных на внутреннем рынке импортируемых товаров. В частности, были установлены нулевые ставки таможенных платежей по 3 550 и акцизного налога - по 1 122 позициям.
Кардинальные изменения коснулись и экспортных операций. Были сняты искусственные ограничения на внешнеторговую деятельность; введен порядок экспорта товаров без предоплаты и гарантийных обязательств; отменена обязательная продажа части валютной выручки; исключены излишние и устаревшие разрешительные процедуры; упрощен механизм экспорта плодоовощной продукции.
В результате, в ходе состоявшихся контактов на высшем уровне заключено свыше 400 соглашений, подписаны торговые и инвестиционные договоры в общей сложности на 60 миллиардов долларов США. За январь-октябрь 2017 года товарооборот Узбекистана с зарубежными странами вырос на 16,6% по сравнению с тем же периодом 2016 года, составив свыше 22 миллиардов долларов. По итогам 2017 года доля иностранных инвестиций в общем объеме капитальных вложений увеличилась до 32% против 22,4% в 2016 году.
Крупным событием стало восстановление сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития, в результате которого возобновлено финансирование этим институтом социально значимых проектов в регионах Узбекистана. Так, ЕБРР уже выделена кредитная линия для поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства, а также торгового финансирования на общую сумму около 190 миллионов долларов. В настоящее время ведется проработка реализации еще 20 проектов стоимостью 1,5 миллиарда долларов в транспортной и коммунальной инфраструктуре, в банковской сфере и секторе малого бизнеса.
Кроме того, установлены партнерские связи с Европейским инвестиционным банком, открывающие новые возможности привлечения инвестиционных ресурсов европейских стран.
В статье представитель ИАЦМО особо выделяет решение об упрощении визовых процедур для граждан Израиля, Индонезии, Республики Корея, Малайзии, Сингапура, Турции и Японии, принятое в целях повышения туристической привлекательности страны.
В-третьих, Узбекистан также сохранил линию на конструктивное взаимодействие с мировыми и региональными державами, международными организациями на основе принципа открытости и сбалансированности.
По оценкам узбекского эксперта, благодаря контактам на высшем уровне «Узбекистан вывел на принципиально новый уровень отношения с РФ, КНР, США, Южной Кореей, Турцией».
В 2017 году Ташкенту удалось повысить уровень взаимодействия с ООН и ее институтами, в том числе Управлением верховного комиссара ООН по правам человека и Советом ООН по правам человека.
Кроме того, в публикации говорится, что «Узбекистан пересмотрел свои подходы к вопросам расширения практического взаимодействия с СНГ и ШОС, заметно активизировав свою деятельность в данных структурах». Так, Ташкент повысил уровень национального координатора от Республики Узбекистан в СНГ с заместителя министра иностранных дел до заместителя Премьер-министра, возобновил свое участие в Экономическом совете СНГ. Впервые Узбекистан выразил заинтересованность взять на себя председательство в СНГ в 2020 году.
В ходе последнего саммита глав государств ШОС в Астане в июне 2017 года Ташкентом выдвинут ряд принципиально новых инициатив, направленных на углубление торгово-экономических связей между странами-членами, раскрытию имеющегося огромного транзитного, промышленного, туристического, а также научного потенциала макрорегиона ШОС.
В-четвертых, важной составной частью внешнеполитического курса Президента Шавката Мирзиёева стала активизация узбекской дипломатии на афганском направлении. Узбекистан заметно расширил двусторонние связи с Афганистаном, активно подключился к многосторонним усилиям по урегулированию афганской проблемы.
В статье подчеркивается, что, безусловно, «крупным событием в двусторонних отношениях» стал успешно проведенный в начале декабря 2017 года официальный визит в Узбекистан Президента Афганистана Ашрафа Гани, закрепивший «качественно новый уровень политических отношений и практического сотрудничества между двумя странами», включая договоренности по осуществлению крупных проектов строительства линии электропередачи Сурхан – Пули Хумри и железной дороги Мазари-Шариф – Герат.
Более того, в Термезе открылся Образовательный центр для афганских граждан, где уже обучается около 100 студентов.
Особое внимание в публикации уделяется инициативе Президента Узбекистана по урегулированию афганского конфликта. Подчеркивается, что «осознавая безальтернативность мирных переговоров», Республика Узбекистан совместно с Исламской Республикой Афганистан предложила провести 26-27 марта 2018 года в Ташкенте международную конференцию высокого уровня по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие».
Накануне конференции также намечено проведение первого заседания нового формата сотрудничества «государства Центральной Азии и Афганистан» (С5+1) на уровне министров иностранных дел. В Узбекистане убеждены, что усилия Центральноазиатских государств по вовлечению Кабула в региональную систему торгово-экономических, инфраструктурных и культурно-гуманитарных связей станут важным вкладом в процесс нормализации ситуации в Афганистане, возращения страны к мирной жизни.
Вместе с тем, как подчеркивает автор, все перечисленные выше солидные результаты первого года внешней политики Шавката Мирзиёева «не стали поводом для самоуспокоения руководства Узбекистана». 12 января сего года в рамках селекторного совещания с главами дипломатических представительств Республики Узбекистан за рубежом узбекский лидер заявил, что внешняя политика страны нуждается в критическом пересмотре и совершенствовании. В качестве приоритетных задач Ш.Мирзиёев выделил, прежде всего, вопросы, связанные с экономическим развитием Узбекистана - возобновление переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию, вывод на внешний рынок качественной и сертифицированной продукции под узбекским брендом, привлечение прямых иностранных инвестиций и технологий, расширение туристического потока в страну. Все это «является показателем твердой нацеленности Узбекистана на продолжение открытой, инициативной и прагматичной внешней политики, конструктивного и взаимовыгодною сотрудничества со всеми своими международными партнерами».