Правительственный портал
республики узбекистан
Об организационных мерах по дальнейшему развитию деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель
2017-10-11 | Документы
Постановление Президента Республики Узбекистан
Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 9 октября 2017 года № УП-5199 «О мерах по коренному совершенствованию системы защиты прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, эффективного использования посевных площадей сельского хозяйства»:
1. Принять к сведению, что основными задачами и направлениями деятельности Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана определены:
защита прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, в том числе при взаимоотношениях с органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, организациями по заготовке, снабжению и оказанию услуг, в процессе проведения проверок со стороны контролирующих органов, а также при рассмотрении дел в судах;
всесторонняя поддержка фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель в работах по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе в осуществлении агротехнических мероприятий, а также составлении договоров, экспорте продукции на внешние рынки;
укрепление договорной дисциплины в сельском хозяйстве, осуществление комплексных мероприятий по повышению правовой грамотности и культуры руководителей фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, совершенствованию трудовых отношений в аграрной сфере;
стимулирование совместно с органами самоуправления граждан фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, эффективно осуществляющих деятельность, принятие мер воздействия путем общественного влияния в отношении землевладельцев, допускающих недостатки в своей деятельности;
содействие широкому внедрению в сферу современных ресурсосберегающих передовых агротехнологий, альтернативных источников энергии, а также инноваций и информационно-коммуникационных технологий;
содействие в развитии и всесторонней поддержке многопрофильных фермерских хозяйств, непосредственное участие в формировании для них благоприятной деловой среды;
принятие практических мер по развитию фермерских хозяйств, специализированных на животноводстве, птицеводстве, рыбоводстве, пчеловодстве и других сферах, широкая популяризация опыта образцовых фермерских хозяйств, осуществляющих деятельность по данным направлениям;
организация и расширение различных форм кооперации фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель с другими организациями по оказанию консалтинговых услуг по правовым, экономическим, финансовым, агротехническим и другим вопросам в сельском хозяйстве, а также по производству, закупке, переработке, реализации продукции, снабжению и обслуживанию, внедрение в данной сфере передового зарубежного опыта;
повышение культуры земледелия населения в сельской местности, проведение широких разъяснительных работ по эффективному использованию ими посевных площадей, повышению их личной заинтересованности и ответственности.
2. Одобрить:
организационную структуру Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана согласно приложению № 1;
структуру исполнительного аппарата Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана согласно приложению № 2;
типовые структуры исполнительных аппаратов советов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Республики Каракалпакстан, областей и районов согласно приложениям № 3 и 4;
списки территорий и районов, категорированных по предельной численности работников исполнительных аппаратов советов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Республики Каракалпакстан, областей и районов согласно приложениям № 5 и 6.
3. Предоставить советам фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель право:
участвовать в обсуждении эффективности использования посевных площадей фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель на заседаниях районных Кенгашей народных депутатов, органов самоуправления граждан и представлять свое заключение;
отбирать претендентов, выразивших желание организовать фермерское хозяйство, формировать их резерв, повышать квалификацию и рекомендовать из их числа достойных кандидатов в районную комиссию по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков;
совместно с Союзом молодежи Узбекистана вносить в районную комиссию по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков рекомендации о выделении молодежи земельных участков для ведения фермерского и дехканского хозяйства;
вносить в районную комиссию по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков заключения по выделению земельных участков для ведения фермерского и дехканского хозяйства;
вносить без уплаты государственной пошлины в суды исковые заявления в интересах фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, жалобы на решения органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, действия (бездействие) их должностных лиц;
в целях защиты прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель запрашивать в установленном законодательством порядке от органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, органов самоуправления граждан, других организаций необходимые сведения, документы и материалы.
4. Установить, что:
проекты нормативно-правовых актов, затрагивающие права и законные интересы фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, в обязательном порядке подлежат согласованию с Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана (далее – Совет);
председатель Совета по должности входит в состав совета акционерного коммерческого банка «Агробанк»;
председатели советов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Республики Каракалпакстан, областей и районов считаются соответственно советниками председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и районов по вопросам развития деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель и по статусу приравниваются к их заместителям.
5. Образовать при районных советах фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель центры комплексного обслуживания фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель.
Определить основными задачами центров:
оказание консалтинговых услуг производителям сельскохозяйственной продукции, в том числе консультирование в правовой, экономической, технологической сферах, содействие в составлении бизнес-планов;
оказание посреднических услуг в реализации произведенной сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
доставку на договорной основе фермерским, дехканским хозяйствам и владельцам приусадебных земель необходимых материальных ресурсов, семян и саженцев, тары, техники и других средств;
оказание консультационных услуг по привлечению банковских кредитов, кредитов и грантов международных и зарубежных финансовых организаций;
организацию в установленном порядке учебных и практических курсов переподготовки, повышения квалификации по сферам сельского хозяйства;
оказание услуг по организации кооперационных отношений в производстве, заготовке, хранении, переработке, экспорте сельскохозяйственной продукции и оказании услуг в фермерских, дехканских хозяйствах и приусадебных участках.
6. Определить, что:
по всем посевным площадям фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель с учетом их предложений устанавливаются прогнозные объемы по производству сельскохозяйственной продукции;
ежегодно до 1 февраля председатели органов самоуправления граждан совместно с инспекторами по профилактике органов внутренних дел путем обхода домов проводят инвентаризацию посевных площадей дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель на территории, определяют, в разрезе частей для нужд семьи и предназначенных для реализации, виды посевов и объем производимой продукции в течение года, организуют общественный контроль за заключением договоров по поставке продукции, полному и качественному посеву культур, своевременному проведению агротехнических мероприятий;
в отношении землевладельцев, необоснованно не осуществляющих посев сельскохозяйственных культур или благоустройство на приусадебной части земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется повышенная ставка установленного земельного налога в трехкратном размере;
право на земельный участок землевладельцев, не осуществляющих посев сельскохозяйственных культур на земельных участках, предоставленных для ведения дехканского хозяйства без права постройки жилища, подлежит прекращению в порядке, установленном законодательством.
7. Утвердить Программу мероприятий по дальнейшему развитию деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, организации эффективного использования их посевных площадей согласно приложению № 7.
Возложить персональную ответственность на руководителей министерств и ведомств за своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных в Программе.
8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и районов совместно с органами самоуправления граждан:
ежегодно за месяц до посева культур для урожая следующего года обеспечить размещение сельскохозяйственных культур в разрезе фермерских хозяйств, по контурам и видам культур, с учетом почвенно-климатических и водных условий, получения не менее двухразового урожая;
ежегодно до 15 февраля организовать утверждение на основе решений органов самоуправления граждан прогнозных объемов производимой продукции в разрезе всех дехканских хозяйств и приусадебных земельных участков.
9. Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству юстиции, Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с Советом, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и районов, органами самоуправления граждан:
организовать на системной основе заключение договоров между фермерскими, дехканскими хозяйствами и владельцами приусадебных земель с оптовыми потребителями, в том числе с организациями заготовки, переработки и экспорта, агрофирмами, торгово-закупочными предприятиями о доставке продукции, а с администрацией рынка – о розничной продаже произведенной продукции непосредственно на рынке;
проводить постоянный мониторинг за полным и качественным посевом сельскохозяйственных культур, своевременным осуществлением агротехнических мероприятий с использованием современных измерительных средств, в том числе беспилотных летающих аппаратов (дронов);
обеспечить принятие мер ответственности, установленных законодательством, в отношении фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, неэффективно использовавших земельные площади, не полностью посеявших сельскохозяйственные культуры, не осуществивших своевременно агротехнические мероприятия.
10. Министерству юстиции Республики Узбекистан установить системный контроль за соблюдением законодательства при составлении договоров между фермерскими, дехканскими хозяйствами и владельцами приусадебных земель с оптовыми потребителями, в том числе с организациями заготовки, переработки и экспорта, агрофирмами, торгово-закупочными предприятиями, и их выполнении, привлечением к ответственности сторон за нарушение договорной дисциплины.
11. Министерству финансов Республики Узбекистан:
с 1 ноября 2017 года ежегодно при определении покупательной стоимости хлопка-сырца учитывать средства в размере 0,8 процента для уплаты Совету членских взносов фермерскими хозяйствами;
совместно с Фондом целевого финансирования государственных закупок сельскохозяйственной продукции и оснащения техникой сельского хозяйства при Кабинете Министров Республики Узбекистан отображать ежемесячно данные средства в отдельном пункте ежегодно формируемого баланса Фонда;
совместно с Центральным банком, Советом, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и в установленном порядке утвердить порядок перевода членских взносов фермерских хозяйств в Совет и расходования на основании утвержденной сметы.
12. Возложить на заместителя министра финансов, ответственного за агропромышленный комплекс, обязанность по принятию конкретных мер по укреплению платежной дисциплины в сельском хозяйстве, обеспечению финансовой устойчивости фермерских хозяйств.
13. Разместить Совет с правом бесплатного пользования в здании по адресу: город Ташкент, Яккасарайский район, улица Бабура, дом № 4.
Министерству финансов Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложение по источникам ремонта и оснащения отведенного Совету здания.
Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в двухмесячный срок обеспечить советы фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель необходимыми зданиями.
14. Министерству сельского и водного хозяйства совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А. Н. Арипова, заместителя Премьер-министра – министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан З. Т. Мирзаева и министра юстиции Республики Узбекистан Р. К. Давлетова.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 10 октября 2017 года
* * *