Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан

2017-09-09 | Документы

Указ Президента Республики Узбекистан

Успешная реализация широкомасштабных реформ на современном этапе развития страны и достижение целей Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах требуют создания совершенно новой, эффективно и качественно функционирующей системы государственного управления, организации слаженной деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах (далее – органы исполнительной власти). 

Вместе с тем, полноценной реализации проводимых реформ и достижению поставленных целей препятствуют не отвечающие современным требованиям институциональные основы и принципы деятельности отдельных органов исполнительной власти и органов хозяйственного управления. 

Сохраняется ряд системных проблем и недостатков, сдерживающих успешное проведение государственной политики по модернизации отраслей экономики и социальной сферы, всестороннему развитию территорий, повышению уровня жизни и благосостояния населения, в числе которых: 

первое, основы организации деятельности органов исполнительной власти не обеспечивают своевременное решение накопившихся проблем на местах, снижающих темпы развития территорий; 

второе, декларативный характер задач, возложенных на отдельные органы исполнительной власти, недостаточность организационно-правовых механизмов их реализации, дублирование функций и избыточность государственного регулирования отрицательно сказываются на эффективности реализуемых реформ; 

третье, действующая система координации и контроля деятельности органов исполнительной власти не обеспечивает своевременное выявление и устранение системных проблем, препятствующих исполнению принимаемых решений; 

четвертое, механизмы оценки деятельности органов исполнительной власти сводятся лишь к констатации фактов и текущему сбору статистических данных, которые зачастую не отражают фактическое положение дел на местах; 

пятое, отсутствуют четкое разграничение сфер ответственности органов исполнительной власти и их руководителей, действенные механизмы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, особенно на местах; 

шестое, чрезмерная централизация государственных функций и полномочий приводит к снижению роли органов исполнительной власти на местах в формировании программ развития территорий и решении насущных проблем населения; 

седьмое, уровень внедрения в управленческий процесс современных инновационных методов планирования и организации работы, передовых информационно-коммуникационных технологий не позволяет оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, а также является причиной излишней бюрократизации и высоких издержек государственного управления; 

восьмое, совмещение органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций, устаревшая система отраслевого управления, не обладающая достаточной гибкостью и рыночной ориентированностью, необоснованное предоставление индивидуальных льгот, преференций и привилегий сдерживают развитие здоровой конкурентной среды; 

девятое, неразвитость социального и государственно-частного партнерства ограничивает участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных социально-экономических проблем и, как следствие, не обеспечивает снижение бюджетных затрат; 

десятое, недостаточная открытость и непрозрачность деятельности органов исполнительной власти, слабые механизмы общественного контроля приводят к чрезмерной бюрократии и различным проявлениям коррупции; 

одиннадцатое, отсутствие должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей отрицательно сказывается на своевременном и качественном решении поставленных задач и целевых установок по комплексному социально-экономическому развитию территорий. 

В целях устранения указанных системных проблем, повышения эффективности системы государственного управления с учетом современных общемировых тенденций инновационного развития, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах: 

1. Утвердить: 

Концепцию административной реформы в Республике Узбекистан согласно приложению № 1; 

«Дорожную карту» по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 2. 

2. Основными направлениями и задачами административной реформы по коренному реформированию системы государственного управления определить: 

а) совершенствование институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти, предусматривающее: 

внедрение четких критериев и процедур создания и упразднения органов исполнительной власти, в том числе их структурных и территориальных подразделений; 

оптимизацию органов исполнительной власти, их структур и подразделений; 

повышение самостоятельности органов исполнительной власти и их руководителей при осуществлении государственной политики в закрепленной сфере; 

дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство»; 

дальнейшее совершенствование системы оказания государственных услуг; 

развитие системы административной юстиции; 

б) конкретизацию задач (функций, полномочий), механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, совершенствование процессов координации и взаимодействия, предусматривающие: 

определение конкретных задач (функций, полномочий) и сфер ответственности органов исполнительной власти, внедрение четкой системы координации и контроля за деятельностью вверенных структур; 

повышение инициативности и усиление роли территориальных органов исполнительной власти в формировании государственных и региональных программ развития; 

внедрение принципиально новой системы оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней и их руководителей, основанной на достижении целевых индикаторов и эффективности реализации стратегических программ развития, в том числе посредством заслушивания их отчетов представительными органами власти; 

внедрение модели «умное регулирование» и стандартизированной методологии анализа регуляторного воздействия принимаемых решений; 

совершенствование регуляторных инструментов путем передачи отдельных государственных функций субъектам общественного контроля; 

внедрение современных методов организации работы (менеджмент качества, индикативное планирование, аутсорсинг, краудсорсинг), направленных на достижение конкретных результатов; 

широкое использование в процессе разработки программ развития и мониторинга их реализации современных форм и механизмов взаимодействия с общественностью; 

в) дальнейшее сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления, предусматривающие: 

совершенствование системы управления в наиболее востребованных отраслях экономики и социальной сферы (промышленность, транспорт, энергетика и другие), направленное на развитие здоровой конкурентной среды, исключение конфликта государственных и коммерческих интересов; 

выработку четких рыночных механизмов участия государства в экономической деятельности; 

совершенствование правовой и институциональной базы социального и государственно-частного партнерства, направленной на обеспечение широкого участия негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных вопросов социально-экономического развития; 

передачу отдельных государственных функций частному сектору с внедрением механизмов государственного контроля за их надлежащим выполнением; 

г) совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти, предусматривающее: 

поэтапную децентрализацию государственного управления; 

расширение финансовых возможностей, роли и ответственности органов государственной власти на местах; 

обеспечение практической реализации принципа разделения властей при организации системы государственной власти на местах; 

повышение роли и эффективности деятельности органов самоуправления граждан в решении актуальных вопросов социально-экономического развития; 

д) внедрение в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий, предусматривающее: 

создание системы стратегического планирования и внедрение современных форм государственного управления, основанных на широком использовании инновационных идей, разработок и технологий; 

всестороннюю поддержку и широкое привлечение инвестиций в сферу развития научно-исследовательской и инновационной деятельности, в том числе по разработке инновационных идей и технологий; 

создание эффективных механизмов внедрения современных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности; 

широкое внедрение природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий; 

е) формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение действенных механизмов противодействия коррупции в системе органов исполнительной власти, предусматривающие: 

разработку проектов нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации государственной службы, специальных образовательных направлений подготовки специалистов в сфере государственного управления; 

создание достойных условий оплаты труда и социального обеспечения государственных служащих; 

обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти; 

коренное совершенствование системы работы с обращениями физических и юридических лиц. 

3. Образовать: 

Комиссию по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан (далее – Комиссия) в составе согласно приложению № 3; 

рабочие группы по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления (далее – рабочие группы) в составах согласно приложению № 4. 

4. Комиссии (А.Н. Арипов): 

в недельный срок утвердить график проведения критического изучения и подготовки предложений по коренному реформированию системы государственного управления; 

обеспечить качественную разработку и внесение в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и «Дорожной карты»; 

организовать в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан встречи, семинары, «круглые столы» и пресс-конференции с широким привлечением представителей институтов гражданского общества, средств массовой информации, научных кругов и зарубежных экспертов; 

установить строгий контроль за полной, своевременной и качественной реализацией Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и «Дорожной карты». 

5. Министерству юстиции Республики Узбекистан: 

обеспечить проведение мониторинга за качественной и своевременной подготовкой, согласованием и внесением проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и «Дорожной карты»; 

ежемесячно вносить в Комиссию информацию о результатах мониторинга. 

6. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации организовать в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по освещению целей и задач настоящего Указа. 

7. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан оказать Комиссии, рабочим группам содействие в организации изучения законодательства и правоприменительной практики передовых зарубежных стран в сфере государственного управления с привлечением, при необходимости, представителей зарубежных (международных) организаций. 

8. Установить, что руководители служб аппарата Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, министерств и ведомств, а также рабочих групп несут персональную ответственность за своевременное, полное и качественное выполнение задач, предусмотренных настоящим Указом. 

9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., государственных советников Президента Республики Узбекистан Исмаилова У.С., Муродова О.Б. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б. 


Президент Республики Узбекистан                                       Ш.МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 8 сентября 2017 года 
 

 
* * *
 
Приложение № 1
к Указу Президента Республики Узбекистан
от 8 сентября 2017 года № УП-5185
 
КОНЦЕПЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН


Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах (далее – Стратегия действий) ключевыми целями модернизации государства и общества определены совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и усиление гарантий защиты прав и свобод граждан, развитие и либерализация отраслей экономики и социальной сферы, обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики. 

Важнейшим условием достижения указанных целей является четкое функционирование системы государственного управления, способной обеспечить полноценную реализацию осуществляемых реформ, принимаемых нормативно-правовых актов и государственных программ, а также своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития. 

Вместе с тем, системный анализ хода реализации Стратегии действий и результаты диалога с населением свидетельствуют о сохранении серьезных недостатков в организации деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах (далее – органы исполнительной власти), препятствующих полноценной реализации реформ. В частности: 

основы организации деятельности органов исполнительной власти не обеспечивают своевременное решение накопившихся проблем на местах, снижающих темпы развития территорий. Отсутствие в отдельных случаях четкого разграничения правового статуса органов исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, агентства, комитеты, центры, инспекции) не позволяет определить их конкретное место и роль в государственном аппарате; 

декларативный характер задач, возложенных на отдельные органы исполнительной власти, недостаточность организационно-правовых механизмов их реализации, дублирование функций и избыточность государственного регулирования отрицательно сказываются на эффективности реализуемых реформ. Выполнение органами исполнительной власти несвойственных им функций, а также наличие значительного квазигосударственного сектора (органы хозяйственного управления, государственные унитарные предприятия) приводят к чрезмерному государственному регулированию отраслей экономики и социальной сферы; 

действующая система координации и контроля деятельности органов исполнительной власти не обеспечивает своевременное выявление и устранение системных проблем, препятствующих исполнению принимаемых решений. Наличие большого количества межведомственных коллегиальных органов (комиссии, советы, рабочие группы и другие), наделенных государственно-властными полномочиями, приводит к подмене задач и функций органов исполнительной власти, размыванию ответственности за принимаемые решения и достижение конкретных результатов; 

механизмы оценки деятельности органов исполнительной власти сводятся лишь к констатации фактов и текущему сбору статистических данных, которые зачастую не отражают фактическое положение дел на местах; 

отсутствуют четкое разграничение сфер ответственности органов исполнительной власти и их руководителей, действенные механизмы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, особенно на местах; 

чрезмерная централизация государственных функций и полномочий приводит к снижению роли органов исполнительной власти на местах в формировании программ развития территорий и решении насущных проблем населения; 

уровень внедрения в управленческий процесс современных инновационных методов планирования и организации работы, передовых информационно-коммуникационных технологий не позволяет оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, а также является причиной излишней бюрократизации и высоких издержек государственного управления; 

совмещение органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций, устаревшая система отраслевого управления, не обладающая достаточной гибкостью и рыночной ориентированностью, необоснованное предоставление индивидуальных льгот, преференций и привилегий сдерживают развитие здоровой конкурентной среды; 

неразвитость социального и государственно-частного партнерства ограничивает участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных социально-экономических проблем и, как следствие, не обеспечивает снижение бюджетных затрат; 

недостаточная открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти, слабые механизмы общественного контроля приводят к чрезмерной бюрократии и различным проявлениям коррупции. Уровень оказания государственных услуг не соответствует ожиданиям и требованиям населения и бизнеса, не способствует повышению доверия к системе государственного управления;

отсутствие должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей отрицательно сказывается на своевременном и качественном решении поставленных задач и целевых установок по комплексному социально-экономическому развитию территорий. Несформированность унифицированных правовых основ государственной службы, единых норм, определяющих статус государственных служащих, критериев оценки их деятельности не позволяет создать профессиональный корпус государственных служащих; 

низкий уровень социально-материальной защищенности работников органов исполнительной власти, несоответствие их социально-правового положения степени возлагаемой ответственности, отсутствие единых принципов формирования фонда оплаты труда и социального обеспечения создают условия для оттока квалифицированных кадров и коррупционных проявлений, несправедливого и несбалансированного распределения выделяемых государством финансовых ресурсов. 

Имеющиеся недостатки в системе государственного управления не позволяют обеспечить надлежащее реагирование на растущие запросы общества, решение накопившихся проблем на местах, опережающее развитие экономики и, как следствие, достижение ожидаемых положительных изменений в жизни людей. 

В этой связи особое значение приобретает формирование концептуально новой модели государственного управления посредством успешной реализации Концепции административной реформы, предусматривающей следующие основные направления: 

I. Совершенствование институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти. 

1. Внедрение четких критериев и процедур создания и упразднения органов исполнительной власти, в том числе их структурных и территориальных подразделений, направленных на предупреждение необоснованного увеличения административного аппарата, бюджетной нагрузки и бюрократизации государственного управления. 

2. Оптимизация органов исполнительной власти, их структур и подразделений с учетом реальных потребностей, недопущения отрицательного воздействия на социально-экономические процессы, устранения дисбаланса между республиканскими и территориальными органами исполнительной власти, а также обеспечения рационального распределения кадровых и материальных ресурсов. 

3. Повышение самостоятельности и ответственности органов исполнительной власти и их руководителей за осуществление государственной политики в закрепленной сфере за счет пересмотра и совершенствования механизмов их взаимодействия с соответствующими департаментами Кабинета Министров Республики Узбекистан. 

4. Дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство» и современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов исполнительной власти всех уровней в целях оптимизации административных процедур, автоматизации процессов управления, формирования эффективной системы обмена информацией для своевременного и адекватного реагирования на возникающие вызовы и проблемы на уровне территорий и страны в целом. 

5. Дальнейшее совершенствование системы оказания государственных услуг путем: 

создания на базе центров «одно окно», в том числе ведомственных, единых центров оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам; 

регламентации всех государственных услуг, внесения их в единый реестр; 

определения и поэтапного расширения перечня документов и сведений, подлежащих получению органами исполнительной власти посредством межведомственного взаимодействия при оказании государственных услуг. 

6. Развитие системы административной юстиции путем совершенствования порядка обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц в вышестоящих органах, внедрения механизмов коллегиального заслушивания обращений физических и юридических лиц в качестве способа досудебного урегулирования споров. 

II. Конкретизация задач (функций, полномочий), механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, совершенствование процессов координации и взаимодействия. 

1. Определение конкретных задач (функций, полномочий) и сфер ответственности органов исполнительной власти и их руководителей, внедрение административных процедур и регламентов, определяющих механизмы реализации каждой задачи и функции, в том числе по вопросам информационно-аналитического сопровождения, стратегического планирования, проектного управления, осуществления регуляторных функций, оказания государственных услуг. 

2. Внедрение действенной системы координации и контроля за деятельностью органов исполнительной власти «Аппарат Президента Республики Узбекистан – Кабинет Министров – республиканские органы государственного управления – структурные и территориальные подразделения – органы исполнительной власти на местах», позволяющей организовать эффективную работу и мобилизовать усилия органов исполнительной власти всех уровней на решение задач по развитию регионов, а также предотвратить проявления узковедомственных подходов. 

3. Кардинальное сокращение межведомственных коллегиальных органов (комиссии, советы, рабочие группы и другие), наделенных государственно-властными полномочиями, с их передачей конкретным государственным органам и возложением на них ответственности за результаты принимаемых решений. 

4. Повышение инициативности и усиление роли территориальных органов исполнительной власти в формировании государственных и региональных программ развития с учетом особенностей территорий и необходимости комплексного решения актуальных проблем на местах. 

5. Внедрение принципиально новой системы оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней и их руководителей, основанной на достижении целевых индикаторов и эффективности реализации стратегических программ развития, в том числе посредством программного бюджетирования и введения практики заслушивания отчетов руководителей представительными органами власти. 

6. Внедрение модели «умное регулирование» и стандартизированной методологии анализа регуляторного воздействия принимаемых решений, предусматривающей недопущение принятия нормативно-правовых актов без должной оценки их воздействия, а также поэтапное исключение практики принятия ведомственных нормативно-правовых актов, влекущих коллизию норм, двоякое толкование, коррупциогенные проявления и избыточное государственное регулирование. 

7. Совершенствование регуляторных инструментов путем передачи отдельных государственных функций субъектам общественного контроля и снижения избыточного административного регулирования с целью переориентации деятельности органов исполнительной власти на устранение причин и условий имеющихся проблем, а не на борьбу с их последствиями. 

8. Внедрение современных методов организации работы (менеджмент качества, индикативное планирование, аутсорсинг, краудсорсинг), направленных на достижение конкретных результатов. 

9. Широкое внедрение в процесс разработки программ развития и мониторинга их реализации современных форм взаимодействия с общественностью (виртуальные приемные, «телефоны доверия»), обеспечивающих открытый диалог с гражданами и субъектами предпринимательства. 

III. Дальнейшее сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления. 

1. Совершенствование системы управления в наиболее востребованных отраслях экономики и социальной сферы (промышленность, транспорт, энергетика и другие), направленное на развитие здоровой конкурентной среды, исключение конфликта государственных и коммерческих интересов. 

2. Установление ограничительных мер на создание коммерческих организаций с участием государства и реорганизация действующих предприятий в сферах, в которых эффективно функционирует частный сектор, а также отказ от практики предоставления отдельным хозяйствующим субъектам эксклюзивных прав, индивидуальных льгот и преференций, ограничивающих развитие здоровой конкурентной среды. 

3. Выработка четких рыночных механизмов участия государства в экономической деятельности, прежде всего, в сферах создания и руководства деятельностью государственных унитарных предприятий, повышения компетенции доверительных управляющих и государственных поверенных, их экономической и управленческой эффективности, развития корпоративных механизмов управления хозяйствующими субъектами с участием государства, направленных, в первую очередь, на повышение финансовой прозрачности и эффективности системы управления государственными активами. 

4. Отказ от практики финансирования органов исполнительной власти, имеющих контрольные полномочия («Узгоснефтегазинспекция», «Узгосэнергонадзор» и другие), за счет средств подконтрольных им органов хозяйственного управления (АО «Узбекнефтегаз», АО «Узбекэнерго» и другие). 

5. Совершенствование правовой и институциональной базы социального и государственно-частного партнерства, направленной на обеспечение широкого участия негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных вопросов социально-экономического развития (образование, здравоохранение, туризм, коммунальное хозяйство, дорожно-транспортная инфраструктура) и, как следствие, снижение бюджетных затрат. 

6. Передача отдельных государственных функций частному сектору с внедрением механизмов государственного контроля за надлежащим выполнением передаваемых функций посредством лицензирования, сертификации, аккредитации и разрешительных процедур. Одновременно сокращение избыточных административных мер государственного контроля (лицензирование и разрешительные процедуры), в том числе путем замены их на альтернативные виды регулирования (обязательное страхование ответственности, декларирование соответствия и другие). 

IV. Совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти. 

1. Поэтапная децентрализация государственного управления, предусматривающая передачу полномочий от республиканских органов государственного управления органам государственной власти на местах, от областных органов государственной власти – районным (городским). Четкое разграничение функций и полномочий между различными уровнями государственного управления, в частности, посредством сохранения за республиканскими органами государственного управления стратегических вопросов общегосударственного значения, а также контроля за надлежащим осуществлением полномочий, переданных ими органам государственной власти на местах. 

2. Расширение финансовых возможностей органов государственной власти на местах, в том числе посредством увеличения налоговых отчислений в местные бюджеты и усиления заинтересованности в расширении налогооблагаемой базы с целью разработки и реализации программ развития территорий. 

3. Обеспечение практической реализации принципа разделения властей при организации системы государственной власти на местах посредством пересмотра статуса хокима в качестве главы органа местной представительной власти с сохранением за ним статуса главы исполнительной власти на местах и созданием секретариата Кенгашей народных депутатов. 

4. Повышение роли и ответственности органов государственной власти на местах, особенно Кенгашей народных депутатов, по контролю за деятельностью территориальных подразделений органов исполнительной власти. 

5. Усиление полномочий органов государственной власти на местах в вопросах подбора и расстановки руководящих кадров территориальных органов исполнительной власти путем поэтапной передачи соответствующих полномочий хокиму. 

6. Внедрение в перспективе порядка избрания хокимов, направленного на обеспечение действенного общественного контроля за деятельностью хокимов и органов исполнительной власти на местах. 

7. Повышение роли и эффективности деятельности органов самоуправления граждан в решении актуальных вопросов социально-экономического развития. 

V. Внедрение в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий. 

1. Создание системы стратегического планирования, позволяющей формировать будущие модели инновационного развития приоритетных сфер и отраслей на основе долгосрочных сценариев повышения интеллектуального и технологического потенциала страны. 

2. Внедрение инновационных форм государственного управления, обеспечивающих оптимизацию и упрощение процедур оказания государственных услуг, повышение эффективности деятельности государственных органов. 

3. Всесторонняя поддержка и широкое привлечение инвестиций в сферу развития научно-исследовательской и инновационной деятельности, в том числе по разработке инновационных идей и технологий, формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей их дальнейшее развитие. 

4. Создание эффективных механизмов внедрения современных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности, в том числе посредством организации научно-экспериментальных специализированных лабораторий, центров высоких технологий и технопарков.

5. Широкое внедрение природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, в том числе путем развития применения альтернативных и возобновляемых источников энергии, расширения современных форм очистки и опреснения воды, ее рационального использования. 

VI. Формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение действенных механизмов противодействия коррупции в системе органов исполнительной власти. 

1. Разработка проектов нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации государственной службы, в том числе правовой статус, классификацию государственных служащих, прозрачные механизмы поступления на службу (на конкурсной основе), формирования кадрового резерва, прохождения службы, обеспечения соблюдения этических норм поведения с целью создания профессионального корпуса государственных служащих. 

2. Создание при Президенте Республики Узбекистан специализированного органа, ответственного за осуществление единой государственной кадровой политики. 

3. Разработка специальных образовательных направлений подготовки специалистов в сфере государственного управления и повышения квалификации государственных служащих, внедрение современных методик оценки эффективности их деятельности на основе личных достижений, знаний и профессиональных навыков. 

4. Создание современной системы оплаты труда и социального обеспечения государственных служащих, способствующей повышению привлекательности государственной службы, минимизации рисков проявления коррупции и совершения должностных злоупотреблений. 

5. Обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти, внедрения современных форм предоставления информации физическим и юридическим лицам, искоренения излишних административных издержек при взаимодействии с обществом и бизнесом. 

6. Дальнейшее совершенствование системы работы с обращениями физических и юридических лиц, внедрение новых эффективных механизмов и методов налаживания открытого диалога с населением. 

7. Повышение производительности труда работников органов исполнительной власти за счет рационального использования рабочего времени и материально-производственных ресурсов. 

VII. Ожидаемые результаты от реализации административной реформы 

1. Создание отвечающей общемировым тенденциям инновационного развития системы государственного управления, способной обеспечить полноценную реализацию намеченных реформ, своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития, в том числе путем: 

оптимизации и децентрализации системы государственного управления за счет устранения избыточных и несвойственных задач, функций и полномочий, ликвидации дублирования и параллелизма; 

дебюрократизации и снижения издержек государственного управления, повышения эффективности деятельности и прозрачности системы принятия управленческих решений; 

внедрения системы стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий; 

дальнейшего сокращения административного воздействия на отрасли экономики и расширения рыночных механизмов управления, направленного на развитие здоровой конкурентной среды, повышения инвестиционной привлекательности страны и деловой активности населения; 

формирования эффективных форм общественного и парламентского контроля, направленных, прежде всего, на предупреждение коррупционных проявлений. 

2. Создание действенных механизмов обеспечения прав и свобод граждан, дальнейшее повышение их благосостояния и уровня удовлетворенности деятельностью органов исполнительной власти, в том числе путем: 

совершенствования административных процедур, направленных на четкую регламентацию правовых отношений государственных органов с физическими и юридическими лицами; 

развития системы административной юстиции, предусматривающей совершенствование порядка обжалования решений и действий органов исполнительной власти, внедрение механизмов коллегиального заслушивания обращений физических и юридических лиц; 

повышения эффективности оказания государственных услуг посредством совершенствования системы «Электронное правительство»; 

обеспечения верховенства закона в обществе. 

Конечным результатом эффективной реализации административной реформы должно стать полноценное воплощение в жизнь идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу»
 

* * *
 
КОММЕНТАРИЙ
 
к Указу Президента Республики Узбекистан «Об утверждении
Концепции административной реформы в Республике Узбекистан»


Успешная реализация широкомасштабных реформ на современном этапе развития страны требует создания совершенно новой и эффективно функционирующей системы государственного управления. 

В этой связи в стране проводится значительная работа по кардинальному совершенствованию и модернизации системы государственного управления. 

Для обеспечения открытости деятельности государственных органов и совершенствования системы оказания государственных услуг созданы электронные порталы и базы данных. 

В частности, для упрощения получения разрешительных документов и лицензий создан веб-сайт www.license.gov.uz, обеспечения оказания государственных услуг по принципу «одно окно» – birdarcha.uz. В результате пересмотра и оптимизации государственных услуг количество процедур для регистрации субъекта предпринимательства сократилось в 4 раза, а время, необходимое для регистрации, – до 30 минут. 

Вместе с тем, объективная оценка проведенной за последний год масштабной работы, результаты деятельности органов государственного управления, открытого и прямого диалога с населением выявили потребность в системном решении имеющихся проблем и недостатков. 

В первую очередь, это касается: 

– декларативного характера задач ряда ведомств и недостаточности организационно-правовых механизмов их реализации; 

– неэффективной системы оценки деятельности, которая сводится лишь к констатации фактов и сбору статистики и зачастую не отражает фактического положения дел на местах; 

– чрезмерной централизации государственных функций, снижающей роль местных органов власти в формировании программ развития территорий, решении насущных проблем населения; 

– низкого уровня инновационного развития, приводящего к бюрократизации и высоким издержкам; 

– совмещения органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций, практики выборочного предоставления льгот и преференций, сдерживающих развитие здоровой конкурентной среды; 

– отсутствия должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей, отрицательно сказывающегося на развитии территорий. 

Данные недостатки сдерживают успешное проведение государственной политики по модернизации отраслей экономики и социальной сферы, всестороннему развитию территорий, повышению уровня жизни и благосостояния населения. 

В данном контексте принятый главой государства Указ «Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан» является важным шагом в реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и, по сути, открывает новую страницу в государственном и общественном строительстве Узбекистана. 

В Концепции административной реформы в Республике Узбекистан определены 6 основных направлений коренного реформирования системы государственного управления. 

Первое направление посвящено совершенствованию институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти. Меры в данной области предусматривают: 

– внедрение четких критериев и процедур создания и упразднения органов исполнительной власти; 

– оптимизацию органов исполнительной власти с рациональным использованием кадровых и материальных ресурсов; 

– повышение самостоятельности органов исполнительной власти и совершенствование механизмов их взаимодействия с Кабинетом Министров; 

– последовательное совершенствование системы оказания государственных услуг и дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство»; 

– развитие административной юстиции и внедрение коллегиального заслушивания обращений. 

Второе направление предусматривает конкретизацию задач, механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, в связи с чем будут приняты меры по: 

– повышению инициативности и роли территориальных органов исполнительной власти при формировании программ развития; 

– внедрению принципиально новой системы оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней и их руководителей, основанной на достижении целевых индикаторов; 

– использованию современных методов организации работы, успешно применяемых в международной практике, в том числе менеджмента качества, индикативного планирования, аутсорсинга, краудсорсинга; 

– внедрению современных форм взаимодействия с общественностью при разработке программ развития и мониторинга их реализации. 

Третьим направлением являются сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления. В данном направлении планируется: 

– ограничение создания коммерческих организаций с участием государства и реорганизация действующих государственных предприятий в сферах, где эффективно действует частный сектор; 

– выработка четких рыночных механизмов участия государства в экономической деятельности; 

– совершенствование правовой и институциональной базы социального и государственно-частного партнерства для решения социально-экономических вопросов; 

– передача отдельных государственных функций в частный сектор. 

В четвертом направлении предусмотрено совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти, в том числе: 

– поэтапная децентрализация государственного управления; 

– расширение финансовых возможностей органов государственной власти на местах, повышение их роли и ответственности; 

– усиление полномочий органов государственной власти на местах в вопросах подбора и расстановки руководящих кадров территориальных органов. 

Пятое направление включает в себя меры по внедрению в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий. Среди данных мер следует отметить: 

– внедрение инновационных форм государственного управления, обеспечивающих оптимизацию и упрощение процедур оказания государственных услуг; 

– активное привлечение инвестиций в разработку инновационных идей и технологий; 

– создание развитой инфраструктуры, необходимой для успешного внедрения современных научно-исследовательских и инновационных достижений; 

– широкое внедрение природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий. 

И, наконец, в последнем шестом направлении обозначены формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, а также установление действенных механизмов противодействия коррупции, для достижения которых планируются: 

– обеспечение прозрачности и открытости государственной службы, внедрение новых механизмов налаживания открытого диалога с населением; 

– повышение производительности труда государственных служащих с введением современной системы оплаты их труда и социального обеспечения. 

Кроме того, Указом утверждена «Дорожная карта», предусматривающая свыше 40 конкретных мероприятий по практической реализации положений Концепции административной реформы в Республике Узбекистан. 

Также образованы Комиссия по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и рабочие группы по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления. 

Комиссия организует качественную разработку рабочими группами соответствующих проектов нормативно-правовых актов, а также будет осуществлять строгий контроль за полной, своевременной и качественной реализацией Концепции административной реформы и «Дорожной карты». 

Наряду с этим на Комиссию возложены задачи по утверждению графика проведения критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления, на основании которого планируется пересмотреть деятельность более 100 органов государственного и хозяйственного управления. 

Реализация административной реформы нацелена на достижение следующих результатов: 

1. Создание отвечающей общемировым тенденциям инновационного развития системы государственного управления, способной обеспечить полноценную реализацию намеченных реформ, своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития, в том числе путем: 

– оптимизации и децентрализации системы государственного управления за счет устранения избыточных и несвойственных задач, функций и полномочий, ликвидации дублирования и параллелизма; 

– дебюрократизации и снижения издержек государственного управления, повышения эффективности деятельности и прозрачности системы принятия управленческих решений; 

– внедрения системы стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий; 

– дальнейшего сокращения административного воздействия на отрасли экономики и расширения рыночных механизмов управления, направленного на развитие здоровой конкурентной среды, повышения инвестиционной привлекательности страны и деловой активности населения; 

– формирования эффективных форм общественного и парламентского контроля, направленных, прежде всего, на предупреждение коррупционных проявлений. 

2. Создание действенных механизмов обеспечения прав и свобод граждан, дальнейшее повышение их благосостояния и уровня удовлетворенности деятельностью органов исполнительной власти, в том числе путем: 

– совершенствования административных процедур, направленных на четкую регламентацию правовых отношений государственных органов с физическими и юридическими лицами; 

– развития системы административной юстиции, предусматривающей совершенствование порядка обжалования решений и действий органов исполнительной власти, внедрение механизмов коллегиального заслушивания обращений физических и юридических лиц; 

– повышения эффективности оказания государственных услуг посредством совершенствования системы «Электронное правительство»; 

– обеспечения верховенства закона, укрепления законности и правопорядка в обществе. 

Реализация предусмотренных в Концепции административной реформы в Республике Узбекистан мер, безусловно, придаст новый импульс модернизации системы государственного управления с учетом современных тенденций инновационного развития и мировых стандартов. 

В целом, реализация административной реформы в Республике Узбекистан будет способствовать полноценному воплощению в жизнь благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

Поделиться