Правительственный портал
республики узбекистан
О мерах по дальнейшему реформированию системы государственных и корпоративных закупок товаров (работ, услуг)
2017-08-01 | Документы
Постановление Президента Республики Узбекистан
Развитие внутриотраслевой и межотраслевой кооперации, оказание содействия субъектам предпринимательства в сбыте продукции собственного производства, расширение процессов локализации, обеспечение роста занятости населения и объемов промышленной продукции являются важнейшими условиями ускоренного развития экономики страны.
Созданным в этих целях государственным предприятием «Дирекция Международной промышленной ярмарки и Кооперационной биржи» (далее – Дирекция) проделана определенная работа по организации выставочно-ярмарочных торгов, привлечению к участию в них поставщиков товаров (работ, услуг).
Вместе с тем проведенный анализ показал, что действующий порядок организации деятельности Дирекции не обеспечивает должный уровень открытости и прозрачности государственных и корпоративных закупок.
В частности, действующий порядок, позволяющий осуществлять закупку в рамках Кооперационной биржи оборудования, комплектующих изделий, переработанного сырья и материалов на основе прямых договоров без проведения тендеров, создает условия для различного рода коррупционных проявлений, в том числе использования биржи в целях заключения договоров с заранее определенными поставщиками.
Процедуры проведения выставочно-ярмарочных мероприятий не обеспечивают должный уровень доступа к государственным и корпоративным заказам на поставку товаров (работ, услуг), прежде всего, субъектов малого бизнеса и, как следствие, дальнейшее развитие здоровой конкурентной среды.
Дирекцией практически не обеспечено выполнение основных задач по проведению анализа заключенных договоров и формированию на их основе предложений по включению соответствующих проектов в Программу локализации, повышению роли и значения промышленной кооперации для расширения локализации готовой продукции на базе местного сырья.
Кроме того, на обеспечение открытости и прозрачности государственных и корпоративных закупок негативно влияет низкий уровень внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий в деятельность Дирекции.
Неэффективная система регистрации, отсутствие действенных механизмов контроля за исполнением заключенных договоров зачастую приводят к невыполнению принятых договорных обязательств и утвержденных сетевых графиков.
В целях обеспечения эффективного использования средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, государственных целевых фондов, дальнейшего развития конкуренции и равного доступа субъектов предпринимательства к государственным и корпоративным заказам на поставку товаров (работ, услуг), а также открытости и прозрачности данного процесса:
1. Согласиться с предложением Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Государственного комитета по инвестициям Республики Узбекистан о ликвидации государственного предприятия «Дирекция Международной промышленной ярмарки и Кооперационной биржи».
2. Министерству внешней торговли совместно с Министерством юстиции и Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке принять необходимые меры по ликвидации Дирекции.
3. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов, Министерством экономики, Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в двухмесячный срок внести предложения по коренному совершенствованию системы государственных и корпоративных закупок товаров (работ, услуг), в том числе направленные на повышение их открытости и прозрачности посредством создания единого информационного портала государственных закупок и единого национального справочника ресурсов в рамках Единой национальной информационной системы проектного управления Республики Узбекистан.
4. Государственному комитету по инвестициям, Министерству внешней торговли совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
предложения по дальнейшему развитию выставочно-ярмарочной деятельности Национального выставочного комплекса «Узэкспоцентр»;
предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
5. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н. и директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 31 июля 2017 года.
Развитие внутриотраслевой и межотраслевой кооперации, оказание содействия субъектам предпринимательства в сбыте продукции собственного производства, расширение процессов локализации, обеспечение роста занятости населения и объемов промышленной продукции являются важнейшими условиями ускоренного развития экономики страны.
В этих целях проводятся выставочно-ярмарочные торги, в том числе в рамках организуемых ежегодно Международной промышленной ярмарки и Кооперационной биржи.
Вместе с тем проведенный анализ показал наличие существенных недостатков в деятельности государственного предприятия «Дирекция Международной промышленной ярмарки и Кооперационной биржи» (далее – Дирекция), ответственного за организацию и проведение выставочно-ярмарочных торгов, что негативно влияет на обеспечение открытости и прозрачности государственных и корпоративных закупок.
В частности, действующий порядок закупки в рамках выставочно-ярмарочных торгов оборудования, комплектующих изделий, переработанного сырья и материалов на основе прямых договоров без проведения тендеров создает условия для различного рода коррупционных проявлений, в том числе заключения договоров без учета реальной рыночной конъюнктуры, завышения цен и поставки некачественной продукции.
Процедуры проведения выставочно-ярмарочных торгов не обеспечивают должного доступа к государственным и корпоративным заказам, прежде всего, субъектов малого бизнеса, что ограничивает развитие здоровой конкуренции на рынке.
Указанные проблемы усугубляются отсутствием прозрачного механизма заключения сделок, недостаточностью работ по внедрению передовых информационно-коммуникационных технологий в данную сферу.
Кроме того, анализ итогов исполнения договоров, заключенных в рамках прошедших ранее международных промышленных ярмарок и кооперационных бирж, показал, что выполнение договорных обязательств и утвержденных сетевых графиков не обеспечивается в полном объеме.
Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии должного контроля за процессом исполнения договоров, заключаемых на выставочно-ярмарочных торгах, наличии злоупотреблений при их заключении, совершаемых в том числе вследствие упущений в организации работы Дирекции.
Наряду с этим Дирекцией практически не обеспечено выполнение своих основных задач по проведению анализа заключенных договоров и формированию на их основе предложений по включению соответствующих проектов в программы локализации, повышению роли и значения промышленной кооперации для расширения локализации готовой продукции на базе местного сырья.
Недостаточность площади павильонов и иной инфраструктуры для эффективного проведения выставочно-ярмарочных торгов не в полной мере удовлетворяет спрос поставщиков, а также не позволяет расширить круг их участников, особенно за счет субъектов малого бизнеса.
С учетом изложенного данным постановлением Президента Республики Узбекистан ликвидирована Дирекция.
При этом Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов, Министерством экономики, Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции поручено в двухмесячный срок внести предложения по коренному совершенствованию системы государственных и корпоративных закупок товаров (работ, услуг). Предложения должны предусматривать повышение открытости и прозрачности данной системы посредством создания единого информационного портала государственных закупок и единого национального справочника ресурсов в рамках Единой национальной информационной системы проектного управления Республики Узбекистан.
Следует отметить, что Единая национальная информационная система проектного управления Республики Узбекистан создается во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2017 года «О мерах по внедрению системы проектного управления в Республике Узбекистан» и предусматривает в том числе внедрение единого национального справочника ресурсов, позволяющего формировать объективную рыночную стоимость каждого ресурса (товара, работы и услуги), а также организацию единой автоматизированной системы государственных закупок, обеспечивающей их прозрачность и предотвращение злоупотреблений.
В целом принятое Президентом Республики Узбекистан постановление будет способствовать дальнейшему повышению открытости и прозрачности процесса государственных и корпоративных закупок, исключению возможностей использования выставочно-ярмарочных торгов в противоправных целях, обеспечению контроля за ходом исполнения заключаемых договоров и, в конечном итоге, эффективному использованию бюджетных средств, дальнейшему развитию конкуренции и созданию равного доступа субъектов предпринимательства к государственным и корпоративным заказам.