Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

О мерах по дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи населению Республики Узбекистан на 2017-2021 годы

2017-06-20 | Документы

Постановление Президента Республики Узбекистан
 

В результате реализации государственных программ реформирования здравоохранения создана принципиально новая система оказания высокотехнологичной специализированной медицинской помощи. В республике функционируют специализированные медицинские центры, в том числе в области хирургии, кардиологии, микрохирургии глаза, урологии, акушерства и гинекологии, педиатрии, эндокринологии, терапии и медицинской реабилитации, дерматологии и венерологии, фтизиатрии и пульмонологии (далее – Республиканские центры), оснащенные современным оборудованием и укомплектованные высококвалифицированными врачами. 

За последние пять лет в Республиканских центрах проведено более 150 тысяч оперативных вмешательств, в том числе более 80 тысяч высокотехнологичных, в практику внедрены сложные и уникальные методики лечения. 

Вместе с тем оказание специализированной высокотехнологичной медицинской помощи сконцентрировано, в основном, в городе Ташкенте, что ограничивает доступ к соответствующим услугам населения регионов республики. Вследствие недостаточного оснащения современным диагностическим и специальным медицинским оборудованием, недостаточной подготовленности врачей для работы на современном оборудовании отдельные виды высокотехнологичной специализированной медицинской помощи не доступны населению республики. 

Недостаточный уровень научно-исследовательской работы, проводимой центрами, не позволяет своевременно выявлять тенденции и закономерности распространения наиболее опасных и сложных заболеваний, особенно в сфере различного рода инфекций, в том числе социально опасных, онкологических, а также малораспространенных заболеваний. Остается низким уровень внедрения передовых, апробированных в международной практике, методов профилактики и раннего выявления наиболее распространенных заболеваний. 

В сравнении с международной практикой, в республике слабо развит потенциал неврологической, травматологической и ортопедической, нейрохирургической служб, в том числе в сфере детской заболеваемости. 

Не выработана четкая тарифная политика специализированных медицинских услуг, в том числе при оказании услуг по социально значимым заболеваниям. 

В коренном совершенствовании нуждается система повышения уровня квалификации врачей специализированных центров, не на должном уровне осуществляется сотрудничество с ведущими зарубежными специализированными клиниками, а также обмен опытом и привлечение иностранных специалистов. 

В целях дальнейшего формирования эффективной, отвечающей современным требованиям системы специализированной медицинской помощи, совершенствования мер профилактики и раннего выявления заболеваний, кардинального повышения результативности, качества и доступности высококвалифицированной специализированной медицинской помощи населению, в том числе в регионах: 

1. Принять предложение Министерства здравоохранения, Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан и Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции: 

о преобразовании Республиканских центров в форме акционерных обществ в государственные учреждения согласно приложению № 1; 

о переименовании отдельных республиканских лечебно-профилактических учреждений в республиканские специализированные научно-практические медицинские центры согласно приложению № 2. 

2. Определить республиканские специализированные научно-практические медицинские центры головными медицинскими организациями республики по соответствующим профильным направлениям оказания медицинских услуг по перечню согласно приложению № 3. 

3. Возложить на Республиканские центры следующие основные задачи: 

проведение аналитической и научно-исследовательской работы, обеспечивающей своевременное выявление тенденций заболеваемости в целом по республике и в каждом регионе, разработка схем профилактической и лечебной деятельности для областных и районных (городских) организаций здравоохранения; 

осуществление единой методической, технологической, лечебной и профилактической политики по своему профилю, определение потребности в современном медицинском оборудовании и технологиях, лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, разработке клинических протоколов; 

оказание содействия в проведении необходимой профилактической работы в регионах, в том числе посредством разработки соответствующей медицинской документации, издания информационных и разъяснительных материалов; 

организационно-методическое руководство территориальными профильными медицинскими организациями, внедрение в их практику современных методов и технологий медицинской помощи; 

проведение на регулярной основе выездных консультаций, мастер-классов, а также операций в территориальных профильных медицинских организациях, в первую очередь, в наиболее сложных случаях; 

совместно с Ташкентским институтом усовершенствования врачей системное повышение квалификации собственного медицинского персонала, медицинского персонала профильных территориальных медицинских организаций, а также подготовка кадров узких специалистов в клинической ординатуре, базовой докторантуре и докторантуре; 

широкое сотрудничество с ведущими международными медицинскими центрами, клиниками и высококвалифицированными зарубежными специалистами, включая приглашение их в республику для проведения консультаций и мастер-классов, прохождение стажировок отечественных специалистов здравоохранения в профильных медицинских центрах и клиниках за рубежом. 

Филиалы Республиканских центров, профильные специализированные медицинские организации и специализированные отделения территориальных медицинских многопрофильных центров, районных (городских) медицинских объединений, обеспечивают профилактику и раннее выявление заболеваний, а также оказание соответствующих специализированных медицинских услуг. 

4. Реформировать систему предоставления специализированных медицинских услуг на всех ее уровнях, предусмотрев оказание: 

на республиканском уровне – самых современных высокотехнологичных специализированных медицинских услуг по профильным направлениям; 

на областном уровне – современных высокотехнологичных специализированных медицинских услуг по профильным направлениям; 

на районном (городском) уровне – специализированных медицинских услуг на базе вновь создаваемых специализированных профильных отделений; 

на уровне организаций первичной медико-санитарной помощи – консультаций узкими профильными специалистами организаций районного (городского) и областного уровня по специально утвержденному графику, а также отдельных видов специализированной медицинской помощи по лечебным и консультативно-диагностическим направлениям. 

5. Утвердить схему оказания специализированных медицинских услуг населению согласно приложению № 4. 

6. Утвердить Программу мер по дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи населению Республики Узбекистан на 2017-2021 годы согласно приложению № 5, предусматривающую: 

совершенствование правовой базы, направленной на расширение доступа населения к качественным и эффективным специализированным медицинским услугам; 

совершенствование системы финансирования Республиканских центров; 

укрепление материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих специализированные медицинские услуги; 

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров; 

повышение качества оказания специализированных медицинских услуг населению, внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения. 

7. Кабинету Министров Республики Узбекистан утвердить: 

в месячный срок Положение о порядке и источниках возмещения расходов по оплате проезда в оба конца, проживанию и питанию, соответствующей оплате труда высококвалифицированным специалистам ведущих зарубежных центров и клиник, приглашаемым в Республиканские центры для проведения высокотехнологичных методов лечения и диагностики и обучения отечественных специалистов современным технологиям оказания специализированной медицинской помощи; 

в трехмесячный срок систему материального стимулирования медицинского персонала специализированных медицинских организаций путем внедрения дифференцированного подхода к системе оплаты труда, исходя из его сложности, напряженности, объема при оказании высокотехнологичных диагностических и лечебных услуг. 

8. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в двухмесячный срок: 

пересмотреть с учетом современных технологий и утвердить стандарты оснащения медицинским оборудованием, инструментарием Республиканских центров и их филиалов, а также профильных специализированных медицинских организаций и специализированных отделений территориальных медицинских многопрофильных центров, районных (городских) медицинских объединений для обеспечения специализированными видами профилактики, диагностики и лечения больных; 

совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан и Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции утвердить обновленные общие правила и методику формирования тарифов на оказываемые медицинские услуги с учетом обеспечения уровня рентабельности Республиканских центров, необходимого для постоянного обновления материально-технической базы, обеспечения лекарственными средствами и необходимыми расходными материалами, запасными частями к медицинскому оборудованию, а также условий оплаты труда работников; 

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению действенных механизмов социально-правовой защиты выезжающих на лечение за рубеж граждан Республики Узбекистан. 

9. Министерству финансов Республики Узбекистан предусмотреть, по обоснованным заявкам Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, выделение бюджетных ассигнований в необходимом объеме для оказания соответствующей специализированной помощи льготному контингенту, а также для сервисного обслуживания, ремонта, обеспечения расходными материалами и реактивами высокотехнологичного оборудования на республиканском, областном и районном уровнях на последующие годы. 

10. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан: 

до 1 января 2018 года совместно с Республиканскими центрами создать единую постоянно обновляемую электронную базу данных пациентов, нуждающихся в получении соответствующих специализированных медицинских услуг, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, с отдельным учетом льготного контингента; 

до 1 января 2019 года обеспечить внедрение электронной программы, позволяющей осуществлять дистанционную запись на прием к врачу во всех специализированных центрах, областных филиалах, районных (городских) медицинских объединениях; 

на постоянной основе совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами оказывать содействие Республиканским центрам по сотрудничеству с ведущими зарубежными клиниками и центрами. 

11. Освободить сроком до 1 января 2022 года: 

медицинские организации государственной системы здравоохранения, оказывающие населению платные медицинские услуги (кроме стоматологических и косметологических), от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды с целевым направлением высвобождаемых средств на оснащение медицинской организации современным медицинским, инженерно-техническим оборудованием и его сервисное и техническое обслуживание, приобретение запасных частей, расходных материалов, инвентаря и других изделий медицинского назначения, осуществление нового строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений; 

медицинские организации государственной системы здравоохранения от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) за ввозимое новое медицинское оборудование, комплектующие изделия, запасные части и расходные материалы к медицинскому оборудованию по перечням, утверждаемым в установленном порядке; 

зарубежных ученых, врачей и специалистов, привлекаемых к процессу повышения квалификации отечественных специалистов медицинских организаций государственной системы здравоохранения от уплаты налога на доходы физических лиц по доходам, получаемым в рамках заключенных трудовых договоров. 

12. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в месячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления. 

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А.Н. 


Президент Республики Узбекистан                                      Ш.МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 20 июня 2017 года. 

 

* * *
 
КОММЕНТАРИЙ
 
к постановлению Президента Республики Узбекистан 

«О мерах по дальнейшему развитию специализированной  

медицинской 
помощи населению Республики Узбекистан на 2017-2021 годы»


Законом Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» определены основные принципы охраны здоровья граждан, а именно: соблюдение прав человека в области охраны здоровья; доступность медицинской помощи для всех слоев населения; приоритет профилактических мер; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; единство медицинской науки и практики. 

На встречах с представителями сферы здравоохранения, состоявшихся 5 января и 7 февраля текущего года, Президентом нашей страны Шавкатом Мирзиёевым была дана критическая оценка состоянию организации специализированной медицинской помощи населению, что стало важным шагом на пути решения накопившихся проблем. 

В нашей стране сегодня сформирована целостная система оказания высококвалифицированных и высокотехнологичных специализированных медицинских услуг, которые предоставляются республиканскими и территориальными специализированными медицинскими учреждениями, оснащенными современным медицинским оборудованием, позволяющим поставить точный диагноз, применять эффективные методы лечения, включая высокотехнологичные диагностику и оперативные вмешательства. 

Благодаря реализации масштабных мер по развитию специализированной медицинской помощи только за последние 5 лет в специализированных центрах проведено более 150 тысяч оперативных вмешательств, в том числе более 80 тысяч высокотехнологичных операций, в практику внедрено более 80 новых сложных и уникальных методов лечения. 

Вместе с тем в данной сфере накопился ряд системных вопросов, требующих оперативного решения и принятия конкретных мер. 

В частности, наблюдается заметное отставание в развитии специализированной медицинской помощи на областном и районном уровнях системы здравоохранения. Остается низкой роль республиканских специализированных учреждений в формировании эффективной вертикали организационно-методического руководства специализированной медицинской помощью в регионах. Слабо внедряются передовые, апробированные в республиканских учреждениях высококачественные методы диагностики и лечения в деятельность медицинских учреждений областного и районного уровня. Отечественные и зарубежные научные достижения по специализированным профильным направлениям медицины слабо внедряются в практику областных и районных медицинских учреждений. 

С учетом вышеизложенного в постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи населению Республики Узбекистан на 2017-2021 годы» предусмотрены меры по определению наиболее важных направлений дальнейшего развития специализированной медицинской помощи республики, расширению географии ее оказания до районного (городского) уровня, повышению ответственности республиканских специализированных центров за организационно-методическое руководство территориальными профильными медицинскими организациями, внедрению в их практику современных методов и технологий медицинской помощи. 

Постановлением предусмотрено дальнейшее реформирование системы оказания специализированных медицинских услуг на всех ее уровнях: на республиканском уровне – оказание самых современных высокотехнологичных специализированных медицинских услуг по профильным направлениям, на областном уровне – современных высокотехнологичных специализированных медицинских услуг по профильным направлениям, на районном (городском) уровне – специализированных медицинских услуг на базе вновь создаваемых специализированных профильных отделений. А на уровне организаций первичной медико-санитарной помощи – консультации узкими профильными специалистами по специально утвержденному графику, а также оказание отдельных видов специализированной медицинской помощи по лечебным и консультативно-диагностическим направлениям. 

Постановлением предусматривается активное внедрение в систему оказания специализированной медицинской помощи современных последних достижений научно-исследовательской деятельности по своевременному выявлению тенденций заболеваемости в целом по республике и в каждом регионе в отдельности. 

Ведущие республиканские специализированные лечебно-профилактические организации преобразованы в республиканские специализированные научно-практические медицинские центры.

Основными задачами центров определены осуществление единой методической, технологической, лечебной и профилактической политики по своему профилю, определение потребности в современном медицинском оборудовании и технологиях, лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, разработка клинических протоколов, оказание содействия в проведении необходимой профилактической работы в регионах, в том числе посредством разработки соответствующей медицинской документации, издание информационных и разъяснительных материалов, проведение на регулярной основе выездных консультаций, мастер-классов, а также операций в территориальных профильных медицинских организациях, в первую очередь, в наиболее сложных случаях. 

Помимо этого, центры будут на системной основе совместно с Ташкентским институтом усовершенствования врачей повышать квалификацию собственного медицинского персонала, медицинского персонала профильных территориальных медицинских организаций, а также подготавливать кадры по узким специальностям в клинической ординатуре, базовой докторантуре и докторантуре, широко сотрудничать с ведущими международными медицинскими центрами, клиниками и высококвалифицированными зарубежными специалистами, включая приглашение их в республику для проведения консультаций и мастер-классов, обеспечивать прохождение стажировок отечественных специалистов здравоохранения в профильных медицинских центрах и клиниках за рубежом. 

Постановлением утверждается схема оказания специализированных медицинских услуг населению и Программа мер по дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи населению Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, предусматривающая обновление правовой базы, направленной на расширение доступа населения к качественным и эффективным специализированным медицинским услугам, совершенствование системы финансирования Республиканских центров, укрепление материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих специализированные медицинские услуги, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, повышение качества оказания специализированных медицинских услуг населению, внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения. 

Предусматривается, в срок до 1 января 2018 года, создание единой постоянно обновляемой электронной базы данных пациентов, нуждающихся в получении соответствующих специализированных медицинских услуг, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, с отдельным учетом льготного контингента. До 1 января 2019 года будет внедрена электронная программа дистанционной записи на прием к врачу во всех специализированных центрах, областных филиалах, районных (городских) медицинских объединениях. 

Предусмотрено освобождение до 1 января 2022 года медицинских организаций государственной системы здравоохранения, оказывающих населению платные медицинские услуги (кроме стоматологических и косметологических), от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды с целевым направлением высвобождаемых средств на оснащение медицинской организации современным медицинским, инженерно-техническим оборудованием и его сервисное и техническое обслуживание, приобретение запасных частей, расходных материалов, инвентаря и других изделий медицинского назначения, осуществление нового строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений. Они освобождаются также от таможенных платежей за ввозимые новое медицинское оборудование, комплектующие изделия, запасные части и расходные материалы к медицинскому оборудованию по перечню, утверждаемому в установленном порядке. 

Отдельное внимание уделяется разработке действенных механизмов социально-правовой защиты выезжающих на лечение за рубеж граждан Республики Узбекистан, а также в целях повышения практических и теоретических навыков отечественных специалистов – привлечению в республику ведущих зарубежных ученых, врачей и специалистов на контрактной основе. 

В рамках Программы в 2017-2021 годах на дальнейшее развитие специализированных медицинских услуг в Республике Узбекистан предусмотрено выделение свыше 373,5 миллиарда сумов и более 100 миллионов долларов США, из которых 60 миллиардов сумов будут направлены на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов Республиканских специализированных научно-практических медицинских центров и более 97 миллионов долларов США – на оснащение республиканских и территориальных специализированных медицинских учреждений самым современным медицинским оборудованием. 

Реализация мероприятий, предусмотренных в рамках постановления и программы, будет способствовать подъему на новый уровень качества предоставляемых медицинских услуг в республике, особенно на областном и районном (городском) уровнях, расширению доступа широких слоев населения к получению высокотехнологичной медицинской помощи, внедрению последних достижений научно-исследовательской деятельности и передового зарубежного опыта в сферу оказания высокотехнологичных специализированных медицинских услуг.

Поделиться