Правительственный портал
республики узбекистан
О мерах по дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи населению Республики Узбекистан на 2017-2021 годы
2017-06-20 | Документы
В результате реализации государственных программ реформирования здравоохранения создана принципиально новая система оказания высокотехнологичной специализированной медицинской помощи. В республике функционируют специализированные медицинские центры, в том числе в области хирургии, кардиологии, микрохирургии глаза, урологии, акушерства и гинекологии, педиатрии, эндокринологии, терапии и медицинской реабилитации, дерматологии и венерологии, фтизиатрии и пульмонологии (далее – Республиканские центры), оснащенные современным оборудованием и укомплектованные высококвалифицированными врачами.
За последние пять лет в Республиканских центрах проведено более 150 тысяч оперативных вмешательств, в том числе более 80 тысяч высокотехнологичных, в практику внедрены сложные и уникальные методики лечения.
Вместе с тем оказание специализированной высокотехнологичной медицинской помощи сконцентрировано, в основном, в городе Ташкенте, что ограничивает доступ к соответствующим услугам населения регионов республики. Вследствие недостаточного оснащения современным диагностическим и специальным медицинским оборудованием, недостаточной подготовленности врачей для работы на современном оборудовании отдельные виды высокотехнологичной специализированной медицинской помощи не доступны населению республики.
Недостаточный уровень научно-исследовательской работы, проводимой центрами, не позволяет своевременно выявлять тенденции и закономерности распространения наиболее опасных и сложных заболеваний, особенно в сфере различного рода инфекций, в том числе социально опасных, онкологических, а также малораспространенных заболеваний. Остается низким уровень внедрения передовых, апробированных в международной практике, методов профилактики и раннего выявления наиболее распространенных заболеваний.
В сравнении с международной практикой, в республике слабо развит потенциал неврологической, травматологической и ортопедической, нейрохирургической служб, в том числе в сфере детской заболеваемости.
Не выработана четкая тарифная политика специализированных медицинских услуг, в том числе при оказании услуг по социально значимым заболеваниям.
В коренном совершенствовании нуждается система повышения уровня квалификации врачей специализированных центров, не на должном уровне осуществляется сотрудничество с ведущими зарубежными специализированными клиниками, а также обмен опытом и привлечение иностранных специалистов.
В целях дальнейшего формирования эффективной, отвечающей современным требованиям системы специализированной медицинской помощи, совершенствования мер профилактики и раннего выявления заболеваний, кардинального повышения результативности, качества и доступности высококвалифицированной специализированной медицинской помощи населению, в том числе в регионах:
1. Принять предложение Министерства здравоохранения, Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан и Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:
о преобразовании Республиканских центров в форме акционерных обществ в государственные учреждения согласно приложению № 1;
о переименовании отдельных республиканских лечебно-профилактических учреждений в республиканские специализированные научно-практические медицинские центры согласно приложению № 2.
2. Определить республиканские специализированные научно-практические медицинские центры головными медицинскими организациями республики по соответствующим профильным направлениям оказания медицинских услуг по перечню согласно приложению № 3.
3. Возложить на Республиканские центры следующие основные задачи:
проведение аналитической и научно-исследовательской работы, обеспечивающей своевременное выявление тенденций заболеваемости в целом по республике и в каждом регионе, разработка схем профилактической и лечебной деятельности для областных и районных (городских) организаций здравоохранения;
осуществление единой методической, технологической, лечебной и профилактической политики по своему профилю, определение потребности в современном медицинском оборудовании и технологиях, лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, разработке клинических протоколов;
оказание содействия в проведении необходимой профилактической работы в регионах, в том числе посредством разработки соответствующей медицинской документации, издания информационных и разъяснительных материалов;
организационно-методическое руководство территориальными профильными медицинскими организациями, внедрение в их практику современных методов и технологий медицинской помощи;
проведение на регулярной основе выездных консультаций, мастер-классов, а также операций в территориальных профильных медицинских организациях, в первую очередь, в наиболее сложных случаях;
совместно с Ташкентским институтом усовершенствования врачей системное повышение квалификации собственного медицинского персонала, медицинского персонала профильных территориальных медицинских организаций, а также подготовка кадров узких специалистов в клинической ординатуре, базовой докторантуре и докторантуре;
широкое сотрудничество с ведущими международными медицинскими центрами, клиниками и высококвалифицированными зарубежными специалистами, включая приглашение их в республику для проведения консультаций и мастер-классов, прохождение стажировок отечественных специалистов здравоохранения в профильных медицинских центрах и клиниках за рубежом.
Филиалы Республиканских центров, профильные специализированные медицинские организации и специализированные отделения территориальных медицинских многопрофильных центров, районных (городских) медицинских объединений, обеспечивают профилактику и раннее выявление заболеваний, а также оказание соответствующих специализированных медицинских услуг.
4. Реформировать систему предоставления специализированных медицинских услуг на всех ее уровнях, предусмотрев оказание:
на республиканском уровне – самых современных высокотехнологичных специализированных медицинских услуг по профильным направлениям;
на областном уровне – современных высокотехнологичных специализированных медицинских услуг по профильным направлениям;
на районном (городском) уровне – специализированных медицинских услуг на базе вновь создаваемых специализированных профильных отделений;
на уровне организаций первичной медико-санитарной помощи – консультаций узкими профильными специалистами организаций районного (городского) и областного уровня по специально утвержденному графику, а также отдельных видов специализированной медицинской помощи по лечебным и консультативно-диагностическим направлениям.
5. Утвердить схему оказания специализированных медицинских услуг населению согласно приложению № 4.
6. Утвердить Программу мер по дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи населению Республики Узбекистан на 2017-2021 годы согласно приложению № 5, предусматривающую:
совершенствование правовой базы, направленной на расширение доступа населения к качественным и эффективным специализированным медицинским услугам;
совершенствование системы финансирования Республиканских центров;
укрепление материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих специализированные медицинские услуги;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров;
повышение качества оказания специализированных медицинских услуг населению, внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения.
7. Кабинету Министров Республики Узбекистан утвердить:
в месячный срок Положение о порядке и источниках возмещения расходов по оплате проезда в оба конца, проживанию и питанию, соответствующей оплате труда высококвалифицированным специалистам ведущих зарубежных центров и клиник, приглашаемым в Республиканские центры для проведения высокотехнологичных методов лечения и диагностики и обучения отечественных специалистов современным технологиям оказания специализированной медицинской помощи;
в трехмесячный срок систему материального стимулирования медицинского персонала специализированных медицинских организаций путем внедрения дифференцированного подхода к системе оплаты труда, исходя из его сложности, напряженности, объема при оказании высокотехнологичных диагностических и лечебных услуг.
8. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
пересмотреть с учетом современных технологий и утвердить стандарты оснащения медицинским оборудованием, инструментарием Республиканских центров и их филиалов, а также профильных специализированных медицинских организаций и специализированных отделений территориальных медицинских многопрофильных центров, районных (городских) медицинских объединений для обеспечения специализированными видами профилактики, диагностики и лечения больных;
совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан и Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции утвердить обновленные общие правила и методику формирования тарифов на оказываемые медицинские услуги с учетом обеспечения уровня рентабельности Республиканских центров, необходимого для постоянного обновления материально-технической базы, обеспечения лекарственными средствами и необходимыми расходными материалами, запасными частями к медицинскому оборудованию, а также условий оплаты труда работников;
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению действенных механизмов социально-правовой защиты выезжающих на лечение за рубеж граждан Республики Узбекистан.
9. Министерству финансов Республики Узбекистан предусмотреть, по обоснованным заявкам Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, выделение бюджетных ассигнований в необходимом объеме для оказания соответствующей специализированной помощи льготному контингенту, а также для сервисного обслуживания, ремонта, обеспечения расходными материалами и реактивами высокотехнологичного оборудования на республиканском, областном и районном уровнях на последующие годы.
10. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:
до 1 января 2018 года совместно с Республиканскими центрами создать единую постоянно обновляемую электронную базу данных пациентов, нуждающихся в получении соответствующих специализированных медицинских услуг, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, с отдельным учетом льготного контингента;
до 1 января 2019 года обеспечить внедрение электронной программы, позволяющей осуществлять дистанционную запись на прием к врачу во всех специализированных центрах, областных филиалах, районных (городских) медицинских объединениях;
на постоянной основе совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами оказывать содействие Республиканским центрам по сотрудничеству с ведущими зарубежными клиниками и центрами.
11. Освободить сроком до 1 января 2022 года:
медицинские организации государственной системы здравоохранения, оказывающие населению платные медицинские услуги (кроме стоматологических и косметологических), от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды с целевым направлением высвобождаемых средств на оснащение медицинской организации современным медицинским, инженерно-техническим оборудованием и его сервисное и техническое обслуживание, приобретение запасных частей, расходных материалов, инвентаря и других изделий медицинского назначения, осуществление нового строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений;
медицинские организации государственной системы здравоохранения от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) за ввозимое новое медицинское оборудование, комплектующие изделия, запасные части и расходные материалы к медицинскому оборудованию по перечням, утверждаемым в установленном порядке;
зарубежных ученых, врачей и специалистов, привлекаемых к процессу повышения квалификации отечественных специалистов медицинских организаций государственной системы здравоохранения от уплаты налога на доходы физических лиц по доходам, получаемым в рамках заключенных трудовых договоров.
12. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в месячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А.Н.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 20 июня 2017 года.
«О мерах по дальнейшему развитию специализированной
Законом Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» определены основные принципы охраны здоровья граждан, а именно: соблюдение прав человека в области охраны здоровья; доступность медицинской помощи для всех слоев населения; приоритет профилактических мер; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; единство медицинской науки и практики.
На встречах с представителями сферы здравоохранения, состоявшихся 5 января и 7 февраля текущего года, Президентом нашей страны Шавкатом Мирзиёевым была дана критическая оценка состоянию организации специализированной медицинской помощи населению, что стало важным шагом на пути решения накопившихся проблем.
В нашей стране сегодня сформирована целостная система оказания высококвалифицированных и высокотехнологичных специализированных медицинских услуг, которые предоставляются республиканскими и территориальными специализированными медицинскими учреждениями, оснащенными современным медицинским оборудованием, позволяющим поставить точный диагноз, применять эффективные методы лечения, включая высокотехнологичные диагностику и оперативные вмешательства.
Благодаря реализации масштабных мер по развитию специализированной медицинской помощи только за последние 5 лет в специализированных центрах проведено более 150 тысяч оперативных вмешательств, в том числе более 80 тысяч высокотехнологичных операций, в практику внедрено более 80 новых сложных и уникальных методов лечения.
Вместе с тем в данной сфере накопился ряд системных вопросов, требующих оперативного решения и принятия конкретных мер.
В частности, наблюдается заметное отставание в развитии специализированной медицинской помощи на областном и районном уровнях системы здравоохранения. Остается низкой роль республиканских специализированных учреждений в формировании эффективной вертикали организационно-методического руководства специализированной медицинской помощью в регионах. Слабо внедряются передовые, апробированные в республиканских учреждениях высококачественные методы диагностики и лечения в деятельность медицинских учреждений областного и районного уровня. Отечественные и зарубежные научные достижения по специализированным профильным направлениям медицины слабо внедряются в практику областных и районных медицинских учреждений.
С учетом вышеизложенного в постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи населению Республики Узбекистан на 2017-2021 годы» предусмотрены меры по определению наиболее важных направлений дальнейшего развития специализированной медицинской помощи республики, расширению географии ее оказания до районного (городского) уровня, повышению ответственности республиканских специализированных центров за организационно-методическое руководство территориальными профильными медицинскими организациями, внедрению в их практику современных методов и технологий медицинской помощи.
Постановлением предусмотрено дальнейшее реформирование системы оказания специализированных медицинских услуг на всех ее уровнях: на республиканском уровне – оказание самых современных высокотехнологичных специализированных медицинских услуг по профильным направлениям, на областном уровне – современных высокотехнологичных специализированных медицинских услуг по профильным направлениям, на районном (городском) уровне – специализированных медицинских услуг на базе вновь создаваемых специализированных профильных отделений. А на уровне организаций первичной медико-санитарной помощи – консультации узкими профильными специалистами по специально утвержденному графику, а также оказание отдельных видов специализированной медицинской помощи по лечебным и консультативно-диагностическим направлениям.
Постановлением предусматривается активное внедрение в систему оказания специализированной медицинской помощи современных последних достижений научно-исследовательской деятельности по своевременному выявлению тенденций заболеваемости в целом по республике и в каждом регионе в отдельности.
Ведущие республиканские специализированные лечебно-профилактические организации преобразованы в республиканские специализированные научно-практические медицинские центры.
Основными задачами центров определены осуществление единой методической, технологической, лечебной и профилактической политики по своему профилю, определение потребности в современном медицинском оборудовании и технологиях, лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, разработка клинических протоколов, оказание содействия в проведении необходимой профилактической работы в регионах, в том числе посредством разработки соответствующей медицинской документации, издание информационных и разъяснительных материалов, проведение на регулярной основе выездных консультаций, мастер-классов, а также операций в территориальных профильных медицинских организациях, в первую очередь, в наиболее сложных случаях.
Помимо этого, центры будут на системной основе совместно с Ташкентским институтом усовершенствования врачей повышать квалификацию собственного медицинского персонала, медицинского персонала профильных территориальных медицинских организаций, а также подготавливать кадры по узким специальностям в клинической ординатуре, базовой докторантуре и докторантуре, широко сотрудничать с ведущими международными медицинскими центрами, клиниками и высококвалифицированными зарубежными специалистами, включая приглашение их в республику для проведения консультаций и мастер-классов, обеспечивать прохождение стажировок отечественных специалистов здравоохранения в профильных медицинских центрах и клиниках за рубежом.
Постановлением утверждается схема оказания специализированных медицинских услуг населению и Программа мер по дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи населению Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, предусматривающая обновление правовой базы, направленной на расширение доступа населения к качественным и эффективным специализированным медицинским услугам, совершенствование системы финансирования Республиканских центров, укрепление материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих специализированные медицинские услуги, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, повышение качества оказания специализированных медицинских услуг населению, внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения.
Предусматривается, в срок до 1 января 2018 года, создание единой постоянно обновляемой электронной базы данных пациентов, нуждающихся в получении соответствующих специализированных медицинских услуг, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, с отдельным учетом льготного контингента. До 1 января 2019 года будет внедрена электронная программа дистанционной записи на прием к врачу во всех специализированных центрах, областных филиалах, районных (городских) медицинских объединениях.
Предусмотрено освобождение до 1 января 2022 года медицинских организаций государственной системы здравоохранения, оказывающих населению платные медицинские услуги (кроме стоматологических и косметологических), от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды с целевым направлением высвобождаемых средств на оснащение медицинской организации современным медицинским, инженерно-техническим оборудованием и его сервисное и техническое обслуживание, приобретение запасных частей, расходных материалов, инвентаря и других изделий медицинского назначения, осуществление нового строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений. Они освобождаются также от таможенных платежей за ввозимые новое медицинское оборудование, комплектующие изделия, запасные части и расходные материалы к медицинскому оборудованию по перечню, утверждаемому в установленном порядке.
Отдельное внимание уделяется разработке действенных механизмов социально-правовой защиты выезжающих на лечение за рубеж граждан Республики Узбекистан, а также в целях повышения практических и теоретических навыков отечественных специалистов – привлечению в республику ведущих зарубежных ученых, врачей и специалистов на контрактной основе.
В рамках Программы в 2017-2021 годах на дальнейшее развитие специализированных медицинских услуг в Республике Узбекистан предусмотрено выделение свыше 373,5 миллиарда сумов и более 100 миллионов долларов США, из которых 60 миллиардов сумов будут направлены на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов Республиканских специализированных научно-практических медицинских центров и более 97 миллионов долларов США – на оснащение республиканских и территориальных специализированных медицинских учреждений самым современным медицинским оборудованием.
Реализация мероприятий, предусмотренных в рамках постановления и программы, будет способствовать подъему на новый уровень качества предоставляемых медицинских услуг в республике, особенно на областном и районном (городском) уровнях, расширению доступа широких слоев населения к получению высокотехнологичной медицинской помощи, внедрению последних достижений научно-исследовательской деятельности и передового зарубежного опыта в сферу оказания высокотехнологичных специализированных медицинских услуг.