Правительственный портал
республики узбекистан
Ответы первого заместителя министра иностранных дел Жавлона Вахабова на вопросы участников конференции, посвященной ходу реализации Стратегии действий по дальнейшему развитию Узбекистана
2017-04-24 | Политика
В столичном медиа-холле Национальной ассоциации электронных средств массовой информации Узбекистана состоялась конференция, посвященная итогам реализации в I квартале текущего года Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017-2021 годах.
На мероприятии, прошедшем с участием представителей министерств, ведомств, ННО, других общественных институтов и СМИ, первый заместитель министра иностранных дел Республики Узбекистан Жавлон Вахабов ответил на вопросы участников конференции.
Вопрос: В рамках Госпрограммы планируется принятие ряда законов, постановлений и положений, направленных на дальнейшее совершенствование деятельности внешнеполитического ведомства. В чем суть и основные новшества принимаемых нормативно-правовых актов? Будут ли лучше защищаться интересы граждан Узбекистана за рубежом после принятия Консульского устава в новой редакции?
Ответ: Благодарю Вас за заданный вопрос и хотел бы начать со второй части. Эта тема, на самом деле, - одна из самых острых. Она актуальна тем, что затрагивает судьбы тысяч людей. Ни для кого не секрет, что сегодня огромное количество наших соотечественников находится за пределами Узбекистана: кто-то выехал по линии академических обменов для продолжения послевузовского обучения, кто-то – для осуществления трудовой деятельности, другие – для налаживания бизнес контактов с иностранными партнерами, многие - в туристических целях.
К большому сожалению, надо признать, что внешнеполитический аппарат, прежде всего, наши загранучреждения оказались не готовыми к столь стремительному увеличению миграционных потоков из страны. Приведу лишь некоторые цифры. За период с момента запуска работы Виртуальной приемной Президента по сегодняшний день в адрес Министерства поступило порядка 3 тыс. обращений граждан. Причем две трети из них касаются вопросов консульско-правового характера. Основной массив заявлений поступает от граждан, нуждающихся в нашем содействии в решении таких проблем, как: оформление свидетельства на возвращение на Родину в случае утраты паспорта во время пребывания за пределами страны; обмен паспортов старых образцов или просроченных на новые, биометрические; выяснение причин смерти родных и близких за рубежом; оказание помощи в транспортировке тел умерших; содействие в обеспечении объективного расследования уголовных дел, возбужденных на территории иностранных государств в отношении себя или близких родственников; содействие в получении алиментов и пособий, выполнении контрактных обязательств и др.
Конечно, при той численности консульских служащих, которыми мы сегодня располагаем, практически невозможно обеспечить в полном объеме надлежащее решение возложенных на нас задач по защите прав и интересов граждан Узбекистана. К примеру, в России, где пребывает большое число наших сограждан, функционируют лишь два консульских учреждения - в Москве и Новосибирске. Причем в консульский округ, который они обслуживают, входят 7 из 8 федеральных округов Российской Федерации. Это – порядка 80 регионов России. Задумайтесь сами!
Тем не менее, понимая всю сложность данной проблемы, в Год диалога с народом и интересов человека, объявленный Президентом Узбекистана, уважаемым Шавкатом Миромоновичем Мирзиёевым, Министерство иностранных дел определило защиту прав и законных интересов наших соотечественников за рубежом одним из главных своих приоритетов. Что конкретно мы намерены предпринять?
Во-первых, в качестве первоочередных мер, которые будут реализованы уже в этом году - совершенствование всей нормативно-правовой базы, регулирующей работу МИД. Среди них – принятие концептуально нового для нашего нормотворчества Закона о дипломатической службе, переутверждение парламентом Консульского устава в новой редакции, внесение поправок в Закон о международных договорах, разработка нового Положения о МИД. Многие из этих документов сейчас доступны на портале государственных услуг. Мы их вынесли на обсуждение граждан.
Здесь особо хотел бы выделить проект Консульского устава. Этот документ подробно регламентирует механизмы защиты за границей прав и законных интересов граждан и юридических лиц Узбекистана. В нем расширен спектр оказываемых консульских услуг, в т.ч. по содействию гражданам Узбекистана в реализации их избирательных прав, оказанию помощи жертвам торговли людьми, защите граждан при чрезвычайных ситуациях, обеспечению их возвращения на Родину при утере проездных документов и т.п. При этом большинство консульских функций мы намерены перевести в интерактивную форму, в режим онлайн.
К одному из принципиально важных, на наш взгляд, положений нового Устава можно отнести наделение консула функциями по оказанию финансового содействия гражданам Узбекистана, оказавшимся за границей, в силу объективных причин, без средств к существованию.
Одновременно устанавливается ответственность за надлежащее выполнение консульскими должностными лицами возлагаемых на них обязанностей, закрепляются критерии оценки деятельности консулов.
Во-вторых, перед нами стоит задача по дальнейшему совершенствованию договорно-правовой базы международного сотрудничества. Определенная работа в этом направлении уже проделана. В частности, недавно, в рамках государственного визита нашего Президента в Российскую Федерацию подписано Соглашение между правительствами двух стран об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории России. Согласно договору, нашим гражданам теперь будут предоставлены твердые гарантии правовой защиты, соблюдения требований о минимальном размере заработной платы, обеспечения достойных жилищно-бытовых условий, медицинского и социального страхования.
С нашими российскими партнерами мы также договорились о взаимном учреждении представительств компетентных органов в сфере миграции в целях создания эффективного механизма взаимодействия сторон в данной сфере.
В-третьих, это вопросы организационного плана. На основе критического анализа поступающих в наш адрес жалоб со стороны граждан, временно находящихся за рубежом, а также в целях обеспечения эффективной защиты их прав и интересов в настоящее время нами прорабатывается вопрос открытия консульских учреждений Узбекистана в таких городах России, как Санкт-Петербург, Казань, Ростов на Дону, Екатеринбург, Владивосток, а также в казахстанском г.Алма-Аты. Кроме того, мы намерены кратно увеличить штатную численность в ряде консульств за рубежом.
Все эти нововведения в законодательство, намеченные мероприятия по расширению нашего дипломатического присутствия за рубежом должны на деле обеспечить реализацию главного приоритета Президента Ш.М.Мирзиёева, – «защита интересов и прав граждан нашей Родины, где бы они не находились».
Вопрос: Как известно, Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев планирует посетить Китай с визитом. Какова цель данной поездки? Какие результаты мы можем ожидать по ее итогам?
Ответ: По приглашению Председателя КНР Си Цзиньпина в середине мая состоится визит главы нашего государства в Китай. Хочу особо подчеркнуть, что визиту придан статус государственного.
Основная цель – обстоятельно обсудить текущее состояние узбекско-китайских отношений в сферах политики, торговли, инвестиций, гуманитарного сотрудничества, а также наметить новые перспективные планы по дальнейшему расширению и углублению нашего взаимодействия.
Весьма примечательно, что нынешний визит в КНР будет проходить в год празднования 25-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. За этот короткий по историческим меркам период Узбекистан и Китай достигли впечатляющих успехов в развитии равноправного и взаимовыгодного политического диалога и практического сотрудничества в приоритетных сферах. Отношения между двумя странами поднялись до уровня всестороннего стратегического партнерства. Из года в год растет интенсивность контактов на различных уровнях.
Узбекистан рассматривает Китай в качестве мощной мировой державы, обладающей существенным экономическим, научно-технологическим и интеллектуальным потенциалом. Китай сегодня играет ведущую роль локомотива мировой экономики и пользуется признанным высоким авторитетом. Без его участия сегодня невозможно решить ни одну актуальную проблему глобального масштаба.
Программой предстоящих переговоров запланированы встречи с высшим руководством КНР, руководителями ведущих китайских банков и компаний, организация совместного бизнес-форума, подписание большого пакета межправительственных и межведомственных соглашений в торгово-экономической, финансово-инвестиционной, научно-технической и культурно-гуманитарной областях.
Главное, на что мы рассчитываем по итогам визита в Китай – открыть новую страницу в истории двусторонних отношений, вывести уровень многопланового стратегического партнерства с КНР на новые горизонты.
Узбекская делегация во главе с Президентом также примет участие в работе Форума «Один пояс, один путь». Организатором мероприятия выступает правительство Китая. Оно впервые проводится на таком уровне.
Отмечу, что концепция «Одного пояса, одного пути», которая была выдвинута руководством КНР ровно четыре года назад здесь, в Средней Азии, целиком и полностью поддержана Узбекистаном. Это касается, прежде всего неотъемлемой ее части – «Экономического пояса Шелкового пути». Программа «пояса и пути», по заявлению наших китайских партнеров, должна охватить почти 4,5 миллиарда человек из 65 стран. При этом объем товарооборота с КНР ожидается увеличить до 2,5 триллиона долларов США. Обратите внимание, только за первый квартал этого года внешнеторговый оборот между Китаем и странами, лежащими вдоль «Одного пояса, одного пути», по данным китайских источников, составил 1 трлн. 660 млрд. юаней (свыше 240 млрд. долл.), что почти на 30% больше по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Наша главная цель участия в этом форуме – использовать возможности и ресурсы КНР в деле расширения двусторонней торговли, в первую очередь путем активного продвижения узбекской продукции с высокой добавленной стоимостью на новые рынки - в Китай, в страны, которые прилегают вдоль маршрута «Один пояс, один путь», привлечения инвестиций в развитие базовых отраслей нашей экономики, реализации транспортно-коммуникационных проектов регионального значения, увеличения туристических потоков из КНР.
Для этого мы намерены задействовать инвестиционные инструменты «Одного пояса, одного пути». Речь идет о ресурсах Азиатского банка инфраструктурных инвестиций с объемом 100 миллиардов долларов США. Есть и другой механизм – Фонд Шелкового пути. Уставный капитал этой структуры составляет порядка 40 миллиардов долларов.